Бросила работу ради творчества: ярославна рассказала, как нашла свое призвание

Ярославская архитектурная школа стала совершенно самостоятельным явлением в мировом зодчестве — уникальным, самобытным и очень красивым. В итоге, она определила не только архитектурное лицо древнего Ярославля, но и, на наш взгляд, стала вдохновителем ренессанса русского стиля, квинтэссенцией возрождения неорусского направления в архитектуре конца XIX начала XX века.

image image

Ярославль — город без определенной даты рождения, поскольку есть несколько версий его возникновения, в том числе, весьма экзотические. Официальной датой основания принят 1010 год, когда по преданию на мысе над Стрелкой (соединение рек Волги и Которосли) Ярославом Мудрым был заложен город и построен Ярославский Кремль.

К XIII веку новый город уже превосходил по числу каменных сооружений Ростов Великий, а к началу XVII века Ярославль стал вторым по численности и третьим по торговому обороту городом России.

Ярославль — купеческий город. К 1630 году в городе насчитывалось самое большое число купцов первой гильдии в России и было 29 торговых представительств различных зарубежных компаний. Поэтому основными меценатами Ярославля, конечно, были купцы.

В этот период в городе ведется бурное строительство, во время которого и были заложены основные принципы ярославской архитектуры.

Изменение традиционных пропорций в храмовом строительстве, разделение архитектурных объемов при помощи декора, а также полная подчиненность декоративного оформления иерархическому сопоставлению объемов — вот ключевые особенности ярославского зодчества, позволившие ярославским мастерам непринужденно и тактично играть архитектурными элементами и превращать крупные площади стен в причудливые разноцветные поляны изразцов и рельефных деталей, захватывающих зрителя своей игрой цвета, света и формы.

Ярославль достаточно сильно пострадал во время событий 1917—1918 годов. Да и позднейшая «национализация» храмов с последующей передачей их под склады, не улучшила сохранность древних памятников русского зодчества. Однако, такая ситуация была во многих русских городах и нам остается только радоваться, что красивейшая часть ярославской архитектуры XVII века сохранилась достаточно хорошо. По крайней мере, глядя на эти изумительные строения мы можем насладиться их красотой и составить себе яркое преставление о ярославской архитектурной керамике.

Красные гончарные глины — это основной ресурс ярославских земель, поэтому в Коровницкой слободе (Коровниках) в XVII веке работают «записные кирпищики» — гончары и изразечники Ярославля, прославившие город на всю страну.

Ярославские изразцы на храмах это не только классическая цветочная розетка, но и разнообразные т.н. «московские» сюжеты с древом жизни и птицами, изразцы «суздальского» стиля с различными символическими животными, а также поливные изразцы Новгородской и Псковской школы.

К слову сказать, первые храмы Ярославля несли в себе стилистику новгородских храмов и венецианские архитектурные традиции XV века. По строению и декору это были довольно аскетичные побеленные здания, декорированные штучными «муравлеными» изразцами изумрудного цвета или вовсе без изразцового декора.

Например, церковь Николы Надеина, законченная в 1620 году — первый храм, построенный после смуты. Этим храмом была заложена новая традиция для купечества — строить каменные церкви. Поэтому в центре Ярославля было возведено множество церквей со специфическим «купеческим» строением — на крупной подклети, в которой купцы хранили свои товары «у Христа за пазухой», возвышается собственно сам храм, с главками и колокольней.  Следует заметить, что посадские и слободские храмы Ярославля, построенные на соборные средства прихожан таких подклетей не имели.

Первым храмом в Ярославле с применением изразцов стала Церковь Рождества Христова — 1635 года постройки. На ней, как раз, те самые «муравленые» изразцы, горящие изумрудными искрами на белоснежной стене храма, пришедшие в Ярославль из Новгорода и Пскова. 

Высшего расцвета Ярославль и его архитектура, достигли к концу XVII века. Тогда были построены жемчужины ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка, церковь Николы Мокрого, церковь Богоявления, церковь Иоанна Златоуста в Коровниках и другие. Богатство изразцового декора этих церквей впечатляет.

Новые приемы были впервые применены в церкви Иоанна Златоуста, когда при перестройке храма в 1680 году в его стенах были прорублены новые окна, получившие изразцовый декор наличников сложной конфигурации и угловые полуколонны с изразцовыми вставками на капителях. 

Однако, изразцами ярославская архитектурная керамика не исчерпывается. Никто до ярославцев не применял так активно красную неглазурованную архитектурную керамику в качестве декора. Тут и разнообразные валики, арки, витые элементы — расписанные холодным способом или без какого-либо покрытия — чисто кирпичные. Первыми ярославцы применили и глазурованный кирпич — с рельефом и без него.

Большим рельефным разнообразием отличаются ярославские церкви конца XVII века. Именно это разнообразие, в сочетании с ордерным размещением декора, стало позднее основой для неорусского стиля, так любимого многими до сих пор.

Апофеозом ярославского зодчества стал храм Иоанна Предтечи — самый крупный из ярославских храмов XVII века. Церковь Иоанна Предтечи была построена в 1687 году на правом берегу реки Которосли. Она имеет пятнадцать глав и высоту 45 метров.

Изразцовый декор церкви необыкновенен, а в отделке активно применяется все разнообразие неглазурованной архитектурной керамики. Врата и оконные проемы, стены, арки полностью декорированы кирпичными рельефами и объемными керамическими формами. На храме, вероятно, нет ни одной гладкой стены, все его вертикальные поверхности отделаны рельефными витыми и резными элементами, а где нет декора, поверхности изогнуты, либо расписаны, что также придает стенам объем.

Внутренние помещения храма имеют изощренную темперную живопись — от пола до свода храм расписан фресками со сценами из Ветхого и Нового завета. В росписях стен церкви Иоанна Предтечи представлен единственный в своем роде полный церковный календарь. И хотя состояние храма оставляет желать лучшего, многие нижние изразцы подверглись вандальному разрушению в 90-е годы XX века, он производит ошеломляющее впечатление. Можно представить себе, как мощно он выглядел сразу после завершения строительства!

Ярославцы восстанавливают бесценные творения своих предков и строят новые храмы.

Успенский Собор Ярославля построен в 2010 году на месте кафедрального православного храма древней Ростово-Ярославской епархии, снесенного в 1937 году. Хотя по своей архитектуре этот собор скорее близок к московским храмам, но в его декоре активно использовалась глазурованная архитектурная керамика — керамические орнаментальные панно на крыльце, изразцовый фриз «Павлинье Око» на барабане главного купола и, конечно, потрясающая рельефная керамика над входами в храм, где размещены огромные керамические иконы Успения и Вознесения Богоматери работы талантливого ярославского художника-керамиста, реставратора Евгения Тарабина.

Благодарим за организацию экскурсии по изразцовому Ярославлю гида Светлану Волкову.

Отзывы наших клиентов

Юлия, добрый день. Спасибо огромное за панно, очень красиво! Уже смонтировали, прям сказка! Дмитрий, частный заказчик Печь Черный всадник Спасибо огромное! Китайский получился полный улет! Ирина Гайда, Частный заказчик Китайский камин Добрый вечер, Юлия. Печь — класс…) Очень красиво! Спасибо вам за все! Михаил, архитектор Мятная печь с деревом Юлия — добрый день. Хочу вас поздравить с очередным успешно реализованным проектом.  Печь получилась — ОФИГЕТЬ… Денис Васильевич, Галс-Девелопмент Билибинская изразцовая печь Юлия, у меня нет слов, чтобы описать восторг по Моррису в вашей интерпретации… Наталья Зыкова, архитектор Викторианское панно … Большое спасибо за проделанную работу!… Мы очень рады. Екатерина Ефимова, частный заказчик Камин с шишками …Юлия, … Камин потрясающий. Сделан аккуратно и с большим вкусом. … Спасибо Вам большое!!! Наша мечта воплотилась в жизнь и мы очень счастливы!!! Ольга, частный заказчик Мейсенский камин После долгих поисков, нашла профессионалов, которые любят свою работу!…. …Особая благодарность Юлии за художественную роспись плитки! Анна, частный заказчик Керамическое панно Шале Удивительная работа! Прекрасный мастер! Очень тонкая, одухотворенная красивая работа! С портретов, написанных Юлией, смотрят чудесные, как будто знакомые женщины… Елена Оболенская, частный заказчик Панно Святая Иустина Мне очень нравится!… Это такое чувство радости и благодарности. Спасибо!… Елена, частный заказчик Северный изразцовый камин (67 вакансий) Сортировать по:

  • соответствию
  • дате
  • зарплате

Водитель-экспедитор категории в в ООО МПЗ Мясницкий ряд

от 84 000 руб. до 95 000 руб. от 84 000 руб. до 95 000 руб.

Водитель категории В, С, Е (Якутия)

от 85 000 руб. от 85 000 руб.

Продавец-консультант/дизайнер

от 20 000 руб. до 50 000 руб. от 20 000 руб. до 50 000 руб.

Лепщик керамического производства

от 16 000 руб. до 28 000 руб. … рукоделием, прикладным искусством, с развитой моторикой и усидчивостью. Желающих обучаться и приобрести новую интересную профессию. Приветствуется опыт работы на керамическом производстве Условия: График работы 5/2, с 8.00 до 17.00 с 12.00 до 13.00 перерыв … 3 дня назад с careerist.ru (карьерист) ещё от 16 000 руб. до 28 000 руб.

Вопросы и ответы

1

✉️ Как связаться с работодателем по вакансии керамическая мастерская?

Открой вакансию и нажми на кнопку «Откликнуться» под заголовком выбранной вакансии — заполни форму быстрого отклика или выбери резюме из списка и отправь работодателю. Чтобы откликнуться с резюме — его сначала нужно создать на нашем сайте и выбрать режим видимости «Доступно всем» или «Доступно только зарегистрированным работодателям». 2

📞 Не могу найти контакты работодателя — где искать?

Чтобы увидеть контакты работодателя — нажми кнопку «Показать телефон» под заголовком вакансии. Пожалуйста, обрати внимание на источник вакансии. Если хочешь оставить отклик на объявление нашего партнёра (например, hh.ru), сначала зарегистрируйся на сайте источника. 3

✍ Как разместить вакансию?

Чтобы разместить новую вакансию «керамическая мастерская» — нажми кнопку «Разместить вакансию» на главной странице или перейди по ссылке. Это абсолютно бесплатно. 4

💼 Как создать резюме в Ярославле?

Чтобы создать резюме для поиска работы — нажми кнопку «Создать резюме» на главной странице или перейди по ссылке.

Выбери — как получать новые вакансии по запросу «керамическая мастерская»

Письмо активации не пришло — проверь «Спам». Пожалуйста, добавь наш Email-адрес в список контактов, чтобы мы больше не терялись

Семейное дело по сохранению традиций гончарства Верхневолжья

Гончарная мастерская

Основана в 2008 году, в городе Переславль-Залесский  Ярославской области.

Возглавляет семейную гончарную мастерскую Никитин Сергей Альбертович, вместе с ним в мастерской работают:  жена Елена, сын Павел, сестра Наталья.

Старинные традиции гончарства

Городок Переславль Залесский расположен на окраине Ярославской области. Верхневолжье с древних времен славилось народными мастерами, в каждой деревне , в  каждом селе  был свой промысел.

Гончарство было одним из важнейших промыслов и гончарные мастерские были распространены повсюду. В обиходе  применяли глиняную посуду, не дорогую и удобную в обращении.

Обилие гончарных изделий повышало конкурентность и мастера старались найти новые технологии, сделать продукцию красивой и качественной. В Переславском районе, ещё со времен Екатерины Великой, появилась уникальная глиняная посуда.

Мастер Елена Никитина неизвестен, CC BY-SA 3.0

Кринки,изготовленные по местной технологии отличались легкостью, ведь толщина черепка составляла всего лишь 3-5 мм. Это давало возможность выносить на рынок больше молока.

Техника «молочение» придает  посуде необыкновенный цвет, как бы искусственно состаренный. Посуда становится красивой и особенно прочной и долговечной в использовании.

Кокотница Елена Никитина, CC BY-SA 3.0

Мастерская сегодня

Гончарная мастерская семьи Никитиных  изготавливает керамическую посуду из красной глины  по старинной технологии. Она является оригинальной и в настоящее время практически не применяется другими мастерами. 

В настоящее время кринками по назначению уже редко пользуются, молоко в них на рынок уже не носят, но они всё так же популярны. Появилось много другой посуды, которая отвечает запросам потребителя.

Чайник заварочный Елена Никитина, CC BY-SA 3.0

Людей притягивают особые качества гончарной посуды: экологичность, удобство в применении, сохранение вкусовых качеств приготавливаемых продуктов.

При производстве используются только натуральные материалы из Переславского района, способные выдержать обжиг в печи.

Для качественного обжига необходимо выдерживать изделия в печи от 8 до 12 часов, при t° 1000°С. В результате, из простой глины получается материал, не подвластный времени и способный  сохраняться тысячи лет, не теряя своего внешнего вида и своих качеств.

Диплом мастерской Елена Никитина, CC BY-SA 3.0

Переславская гончарная посуда

В ассортименте мастерской есть всё самое необходимое для хозяйства: 

  • горшочки для тушения и варки каш
  • чайники для заварки трав и чая
  • блинницы
  • формы для пирога
  • кринки
  • горшочки для лука и чеснока

И многое другое.

Посуда и другие изделия действительно особенные: они тонкие, но прочные, благодаря молочению, они становятся по-особому красивыми и какими-то уютными, их приятно держать в руках. Внутри они политы глазурью и поэтому их легко мыть.

Блинница Елена Никитина, CC BY-SA 3.0

Такие изделия очень хорошо сохраняют тепло и аромат пищи. При использовании нужно обязательно учесть, что в них можно готовить только в духовке, а не на поверхности плиты. Зато как чудесно распаривается при тушении мясо, какими ароматными получаются тушёные овощи! 

Купить такую посуду можно в Переславле, а ещё в интернете, в магазине «Русские ремесла».

Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремеслам, CC BY-SA 3.0.

Связанные статьи

Гончарство

Глина

Глиняная игрушка

Организация ООО «ГОНЧАРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «МАЛИ-БУ», г. Ярославль, зарегистрирована 23 января 2004 года, ей были присвоены ОГРН 1047600200284, ИНН 7603026690 и КПП 760301001, регистратор – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Ярославской области. Полное наименование – ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ГОНЧАРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «МАЛИ-БУ». Выбранная система налогообложения – УСН (Упрощенная система налогообложения). Уставный капитал составляет 10 520 руб. Юридический адрес организации – 150008, Ярославская область, г. Ярославль, ул. 1-я Шоссейная, д. 40, кв. 1. Основным видом деятельности является: «Производство хозяйственных и декоративных керамических изделий». Организация «ГОНЧАРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «МАЛИ-БУ» также зарегистрирована в таких категориях ОКВЭД2 как: «Торговля розничная сувенирами, изделиями народных художественных промыслов», «Торговля розничная предметами культового и религиозного назначения, похоронными принадлежностями в специализированных магазинах», «Торговля оптовая парфюмерными и косметическими товарами, кроме мыла», «Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках», «Торговля оптовая изделиями из керамики и стекла». Директор – Ирина Александровна Малкова. Организационно-правовая форма – общества с ограниченной ответственностью. По данным ЕГРЮЛ от ФНС на 20 июля 2021 года организация является действующей.

16 октября 2019 Возрастное ограничение: 16+ image Сейчас девушка лепит из глины/ фото Мария Куныбалова Бросила работу ради творчества: ярославна рассказала, как нашла свое призвание

О любимом деле

Глиной я начала заниматься около года назад. Прошла несколько обучающих курсов, закупила материалы и начала проводить мастер-классы. Я преподаю уроки по ручной лепке и осваиваю гончарный круг.

О глине

Я работаю с глиной, которую заказываю с Донбаса. Стоит она всего 45 рублей за килограмм. Хочется отметить, что многие считают, что глиняное изделие можно сделать за один за один день, но это не так. Сначала нужно подождать пока оно высохнет, потом обжечь, потом покрыть глазурью и еще раз обжечь. Только тогда оно будет готово. Чтобы полностью сделать одно крупное изделие, у меня уходит четыре дня.

О семье

Я начала увлекаться глиной из-за своей дочки. Врач посоветовал нам лепить, чтобы развивать моторику рук. Меня так это увлекло, что я бросила свою работу и решила посвятить свою жизнь творчеству! А вот мой муж работает врачом, он от гончарного ремесла далек, но я надеюсь, что мне удастся приобщить его к моему увлечению.

Об учениках

Лепить из глины может абсолютно каждый! Мне повезло с учениками, все они позитивные и творческие люди. Пожалуй, самое лучшее в моей работе — видеть, как люди счастливы от того, что они своими руками смогли слепить чашку или тарелку, которую можно потрогать, унести домой и с удовольствием пользоваться ей каждый день.

Маленькие хитрости

Очень важно тщательно перемять глину, чтобы изделие не лопнуло во время обжига. Для этого я катаю ее «колбаской», до тех пор, пока на сгибе не перестанут появляться крупные трещины. Также у меня есть еще один секрет. Я леплю на влагостойком гипсокартоне, потому что к нему глина не прилипает и ее очень удобно раскатывать.

Поделись новостью с друзьями

Следующая новость

16 октября 2019, 17:17

Родил- купи квартиру: депутаты предложили ввести жилищные алименты

Редакция рекомендует

вчера Прохожие бросились помогать: в Ярославле на дороге загорелся автомобиль Читать вчера Удар был смертельным: под Ярославлем молодой водитель погиб в ДТП Читать вчера Пьяных ярославцев сняли с рейса за дебош в самолете во Владивостоке Читать

Новости афиши

22 мая 2021, 20:29 «Впервые не желаю нашим победы на Евровидении»: что говорят о Маниже ярославцы 20 мая 2021, 19:36 День защиты детей в Ярославле: полная программа праздника 31 марта 2021, 15:38 Папа это не только кошелек: гендерный праздник ввели для ярославцев

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий