Символично, что памятник Минину и Пожарскому в Ярославле открыли в День народного единства – Н. Косихина

Сегодня мы отмечаем удивительную историческую дату: двухсотлетие установки памятника Минину и Пожарскому на Красной площади. Его открытие состоялось 4 марта 1818 года, и это был первый на Руси памятник, установленный в честь народных героев, а не царских особ. А до XIX века обычая возводить монументы в России и вовсе не было – в память о выдающихся событиях строили храмы или часовни.

Идея установки памятника народным героям, которые возглавили народное ополчение и в 1612 году освободили Москву от польской интервенции, принадлежала петербургскому интеллигентскому литературному «Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств». Император Александр I отнесся к  инициативе благожелательно, и в 1803 году был объявлен конкурс проектов будущего памятника и сбор средств на его возведение.

Памятник и его создатели

В 1817 году скульптурная композиция наконец была отлита, причем вся целиком. И это был своеобразный рекорд, поскольку до этого ни один памятник в Европе не был отлит одним махом. Этим занимался мастер Академии художеств Василий Екимов. На всю композицию ушло порядка 1100 пудов меди.

Основание памятника украшено двумя горельефами работы скульптора Ивана Мартоса, один из которых изображает сбор народного ополчения. И, хотя события относятся к 1612 году, на нем скульптор изобразил себя самого, провожающего двоих своих сыновей на войну с Наполеоном. На втором горельефе князь Пожарский изгоняет польских интервентов из Москвы.

Пьедестал, который состоит из трех цельных кусков гранита, изготовил мастер Самсон Суханов. Затем готовый памятник из Санкт-Петербурга отправили водным путем в Москву.

О каких событиях напоминает монумент

Известно, что эти герои возглавили народное ополчение, которое в 1612 году освободило Москву от польской интервенции. Именно этим событиям посвящен и День народного единства, который мы отмечаем ежегодно 4 ноября.

Но чтобы понять, насколько важным был этот момент в нашей истории, придется вспомнить, что состояние русского государства к тому времени было катастрофическим. Из-за борьбы за престол, которая развернулась после смерти царя Ивана Грозного, Россия оказалась ослаблена и расколота. Череда Лжедмитриев и других самозванцев перессорила все слои общества. Государство осталось без реальной центральной власти.

В этих условиях страна стала крайне уязвимой, чем тут же воспользовались соседи, захватившие часть русских земель. Вот что говорит в одной из своих лекций доктор исторических наук Игорь Данилевский: «Шведы на севере, поляки на западе, в Смоленске, где они захватили русскую делегацию во главе с Филаретом Романовым. Делегация эта вела переговоры с представителями польского короля Сигизмунда III. Польский король желал посадить на русский трон своего сына, малолетнего королевича Владислава».

Страна оказалась безо всякого руководства. По всей России в это время действуют самые разные вооруженные отряды. Кого там только не было. Это литовские банды, польские и шведские военные отряды, недовольные казаки, которые ходили поддерживать Лжедмитрия, но остались ни с чем. И все эти отряды безнаказанно грабили местное население по городам и деревням.

А что же в Москве? Там правила боярская Дума. Но возле столицы стояли отряды, верные Лжедмитрию II, и московские бояре их очень боялись. Поэтому они пригласили в Москву отряды поляков, захвативших Смоленск. «Оккупация поляками Кремля началась с приглашения, которое они получили от боярской Думы, а точнее, от временного правительства, которое называлось семибоярщина. Это была роковая ошибка, и последствия ее пришлось оплачивать кровью», – говорит доктор исторических наук Николай Борисов.

В этих условиях на волне народного недовольства стихийно собирается первое народное ополчение, состоящее из дворян и их холопов, казаков и необученных военному ремеслу слоев населения. Это ополчение доходит до Москвы и даже занимает Белый город, но затем встречает отпор от поляков. Но, хуже того, в их рядах начинаются принципиальные разногласия, поскольку руководители ополчения не могут найти между собой общего языка. Дворянство поссорилось с казачеством, началась взаимная резня и ополчение распалось.

Причем тут церковь

Именно в этот момент ситуация меняется. «Сейчас не все знают, что Русская церковь веками была хранительницей культуры, служила ориентиром не только духовным, общественным, но и политическим, – говорит историк, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института Екатерина Алексеева. – Время смуты начала XVII века – самый яркий пример объединяющей роли церкви в истории государства Российского. Никто не ожидал, что в ситуации затяжного политического кризиса можно найти выход. Бит и выгнан из столицы первый Русский патриарх, морят голодом и держат под стражей следующего святителя – патриарха Гермогена, московские бояре предали город польскому гарнизону, на русский престол готовы выбрать королевича из веками соперничающей с Русью Речи Посполитой».

Екатерина Алексеева:«Но полякам оказали сопротивление монахи Троице-Сергиева монастыря – 16 месяцев длилась оборона. Из заточения в Кремле патриарх Гермоген рассылает письма городам русским с призывом отдать свои жизни за Отечество и веру – и собирается народное ополчение. Пожалуй, не было в истории, и неизвестно, будет ли еще, другого примера, когда лучшие силы русского народа объединились не властью князя или царя, а силой веры и любви к православной церкви и Отечеству. Никогда больше не было у церкви столь естественного государственного, политического и духовного авторитета».

Подробности про Минина и Пожарского

«Это был потрясающий шаг, который был поддержан огромным количеством людей, – говорит Игорь Данилевский. – Надо сказать, что это было настоящее народное движение, когда и городские низы, и городской посад в целом, и дворянство, и князья слились в едином порыве. И порыв этот был направлен только на одно: освобождение столицы и наведение порядка в стране».

Воевода князь Дмитрий Михайлович Пожарский, которого Минин знал лично, и к которому решено было обратиться с просьбой возглавить ополчение, к тому времени уже прославился знанием тактики и личной храбростью. Согласившись повести ополчение на Москву, он с первых дней показал себя незаурядным стратегом и искусным политиком.

Ополченцы, двигаясь на север, а затем к Москве, проходят через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Кострому, Ярославль. К ним присоединяются всё новые и новые отряды. За полгода ополчение превращается в большую армию, которая подходит к Москве и осаждает ее. В результате второе ополчение выполняет свою миссию.

«Поляки сдают Кремль, и наступает совершенно новый период в развитии страны, – говорит Игорь Данилевский. – Теперь встает вопрос, кто же станет новым царем. Среди прочих претендентов в этих выборах участвовал и князь Дмитрий Пожарский. Но в последний момент на заседание Земского собора, который должен был решить этот вопрос, приходят казаки, которые предлагают своего кандидата. И этот кандидат устроил всех. Юный Михаил Романов, сам еще почти мальчик, но сын Филарета Романова, авторитет которого признают все слои общества. И на российском престоле оказывается новый царь, который стал родоначальником династии Романовых. Этим и завершается длительная эпоха смутного времени».

Зачем коммунисты подвинули памятник

Сейчас памятник Минину и Пожарскому стоит не там, где он был первоначально установлен. «И это символично, — говорит член Ассоциации искусствоведов, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский. – Сейчас он находится перед храмом Василия Блаженного, и Минин рукой показывает то ли на ГУМ, то ли на Исторический музей. А раньше памятник стоял спиной к месту, на котором теперь находится ГУМ, и Минин показывал Пожарскому рукой на Кремль: «Иди и освободи!». Передвинули памятник большевики в 1931 году в связи со строительством мавзолея». Еще бы, ведь если бы памятник остался на прежнем месте, то Минин, вкладывая меч в руки Пожарского, указывал бы ему прямо на мавзолей, что рождало бы в обществе нездоровые ассоциации и новые присказки. Этого большевики никак не могли допустить. Были даже проекты по сносу и переплавке памятника. Но в результате ограничились его переносом поближе к храму Василия Блаженного.

«И это символично, – говорит Александр Копировский, – ведь в нашей стране большевики действительно многое сдвинули со своего законного и исторического места, в том числе и церковь, и народное единство, и лучшие качества народа, с которыми это единство было связано, посеяв в людях страх, вражду и недоверие. Сегодня этот, как и многие другие памятники, уцелевшие, разрушенные и перемещенные, должен напомнить нам о той России, которую мы потеряли. Пусть обращение к нашей подлинной истории ставит перед нами вопрос о том, как возродить в народе красоту, доброту, как вернуть на место то, что было «сдвинуто» и до сих пор не возвращено на свое место».

Познай Дзен с намиПодпишись на нас в Telegram image

07 июня 2021, 18:46 Культура

«Работы очень много»: как будут восстанавливать памятник Минину и Пожарскому

Прослушать новость Остановить прослушивание В Москве начинаются реставрационные работы памятника Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, скоро вокруг него построят отапливаемый павильон. Начальник управления общественных связей, рекламы и маркетинга Государственного исторического музея Мария Лемигова рассказала «Газете.Ru» об особенностях ремонта скульптурной композиции, установленной в 1818 году.

Сейчас у скульптурной группы работают специалисты Института археологии . Мария Лемигова рассказала «Газете.Ru», что через несколько недель они закончат исследования и дадут необходимое заключение. Затем начнутся работы по установке специального павильона возле Покровского собора.

«Исходя из состояния памятника было принято решение проводить реставрационные работы непосредственно на Красной площади с установкой отапливаемого павильона, который будет выстроен над скульптурной группой. Это позволит специалистам не увозить памятник в мастерскую, потому что его состояние вызывает серьезные опасения специалистов», — сообщила Лемигова.

Она объяснила, что отливка скульптурной группы была осуществлена больше 200 лет назад в один прием — эта технология была совершенно уникальной для 1818 года. Из-за нехватки времени к открытию памятника внутри скульптурной группы был оставлен технологический каркас из металла. В результате коррозии металлических элементов внутри конструкции образовались существенные трещины и сколы самого памятника.

«Эти повреждения бронзовых Минина и Пожарского видны невооруженным глазом. Когда наши специалисты поднимали памятник, они провели фотофиксацию, — все снимки опубликованы на сайте музея, — рассказала Лемигова. — Нуждается в реставрации и постамент, на котором находятся скульптуры. Серьезные опасения вызывает состояние барельефов, один из которых несколько лет назад упал, открепившись от постамента. Работы очень много и, к счастью, нам удалось собрать необходимую сумму (около 55 млн рублей — «Газета.Ru») и специалистов необходимого уровня для реставрации памятника такого значения».

Павильон будет представлять собой полноценную реставрационную мастерскую с отоплением, которое позволит реставраторам работать и в холодное время года. Поэтому реконструкция не будут останавливаться даже в морозы.

«Мы надеемся, что в конце 2022 года отреставрированный памятник вновь предстанет взору москвичей и гостей столицы», — сказала Лемигова.

Собеседница издания подчеркнула, что руководство музея принципиально не рассматривало вопрос установки копии скульптурной группы на время реставрации, потому что «для москвичей важно видеть в центре города первый памятник».

О том, что памятник и Пожарскому необходимо реставрировать, Государственный исторический музей сообщил в августе 2018 года. Тогда же была объявлена всероссийская акция по сбору средств на реставрацию памятника, в которой могли принять участие как рядовые граждане, так и социально-ответственный бизнес. Позднее к этому проекту подключилось . В течение двух лет шли необходимые исследования, экспертизы, был подготовлен проект реставрации. Работы выполнит Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ), победившее в специальном конкурсе музея.

Места / Скульптураimage

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади – один из наиболее известных памятников Москвы, установленный перед собором Василия Блаженного. Открытый в далёком 1818 году, он стал первым скульптурным памятником в городе, а в наши дни превратился в один из узнаваемых символов столицы и обязательную к посещению туристами достопримечательность.

Монумент посвящён русским национальным героям, руководителям Второго народного ополчения – нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, а также изгнанию польско-литовских интервентов из Москвы в 1612 году и окончанию Смутного времени.

Автор памятника: скульптор Иван Мартос.

• Скульптурная композиция

• Кто такие Минин и Пожарский?

• История памятника

• Интересные факты

Скульптурная композиция

Скульптура художественно изображает момент формирования ополчения: Минин (слева), призывая Пожарского (справа) возглавить добровольцев, левой рукой передаёт ему меч, а правой указывает на захваченную врагами Москву. Пожарский сидит на прямоугольной тумбе, опираясь на круглый щит с изображением Спаса Нерукотворного, позади него стоит массивный княжеский шлем. Поза князя неустойчива и слегка неловка: приподнимаясь, он вытягивает вперёд одну ногу – это напоминает о том, что в момент формирования ополчения он ещё не оправился от прошлых ран и находился в Новгороде на лечении.  Мужчины одеты в хитоны с добавлением русского узора, их торсы мощны, а лица выражают уверенность.

Центральным звеном в композиции является меч: непримечательный на первый взгляд, в действительности он хорошо проработан и украшен растительным орнаментом, а на рукояти изображены ромашки.

Массивный пьедестал памятника выполнен из красного финляндского гранита и украшен горельефами. Горельеф на лицевой стороне постамента изображает мужчин и женщин, подносящих пожертвования на алтарь Отечества: спины мужчин гнутся под тяжестью подношений, а женщины, преклонив колено, жертвуют свои украшения. Одежды людей напоминают античные хитоны, но на головах женщин – кокошники; позади женских фигур – отец, отдающий двух сыновей в ополчение. Горельеф на тыльной стороне постамента изображает батальную сцену и посвящён победе ополчения во главе с Пожарским: в левой части размещены бегущие из Москвы поляки, в правой – Пожарский на коне, топчущий неприятеля, и храбрые русские воины позади него.

Над лицевым горельефом на постаменте золотыми буквами написано посвящение: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818”.

Общая высота памятника составляет около 8,6 метра.

Кто такие Минин и Пожарский?

Гражданин Кузьма Минин (Косма Минин, Кузьма Сухорук) и князь Дмитрий Пожарский – русские национальные герои, организовавшие Второе народное ополчение, освободившее Москву от оккупации польско-литовскими интервентами, которая продолжалась с 1610 по 1612 год.

Инициатива создания ополчения исходила от торгово-ремесленного населения Нижнего Новгорода – важного хозяйственного и административного центра в те годы. Организация ополчения началась с действий Кузьмы Минина – мясника, с 1611 года – нижегородского земского старосты, который стал призывать посадский народ и городские власти к сплочению. По предложению Минина был начат сбор денег на найм военных специалистов, чтобы не получилось как с Первым ополчением, которое сумело занять почти всю Москву, но не смогло войти в Кремль и Китай-город и в итоге распалось. Согласившись с Мининым, жители города на общем собрании приняли решение, что каждый из них должен пожертвовать часть своего имущества на нужды ополчения, а кто не захочет, у того будет изъято всё его имущество.

“Воззвание к нижегородцам гражданина Минина в 1611 году” (1861, художник Михаил Песков)

На роль военачальника, который возглавит ополчение, нижегородцы выбрали князя Дмитрия Пожарского, родовое имение которого находилось неподалёку от Нижнего Новгорода. Князь как раз находился в нём и долечивал раны от ранений, полученных в предыдущих боях. Новгородцы восхищались его стойкостью, честностью и бескорыстием и несколько раз ездили к нему, чтобы предложить возглавить ополчение. Согласно обычаям и этикету того времени, Пожарский сначала отказывался от предложения горожан, но потом принял его с условием, что хозяйственными делами ополчения будет заведовать Кузьма Минин.

Ополчение состояло из отрядов горожан и крестьян центральных и северных регионов России. Его формирование началось в 1611 году и продолжалось по пути из Нижнего Новгорода в Москву, большую роль в этом сыграло население Ярославля. Численность ополчения не превышала 7-8 тысяч человек, на подступах к Москве к нему присоединились остатки первого ополчения во главе с князем Дмитрием Трубецким.

Поход на Москву был успешным: 1 ноября 1612 года ополчение заняло Китай-город, 5 ноября польские гарнизоны сдались и покинули Кремль, а 6 ноября войска Пожарского и Трубецкого торжественно вошли в главную московскую крепость.

История памятника

Впервые идея установки памятника Минину и Пожарскому возникла в 1802 году, когда Императорская Академия художеств предложила их подвиг в качестве рабочей темы студентам. Спустя год русский писатель и просветитель Василий Попугаев высказал конкретную идею об установке памятника им и патриарху Гермогену, но она не была поддержана императором Александром I, посчитавшим, что на монумент не удастся собрать достаточно средств.

Однако, в 1804 году скульптор Иван Мартос по личной инициативе выполнил модель памятника, и публика положительно её оценила. После этого разговоры прекратились до 1808 года, когда жители Нижнего Новгорода вновь подняли вопрос о сооружении монумента и начали сбор средств на него. На этот раз император поддержал идею, дав разрешение на проведение конкурса на лучший проект памятника. В конкурсе приняли участие скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Степан Пименов, Жан-Франсуа Тома де Томон и ряд других, но лучшим был признан проект Ивана Мартоса. 1 ноября 1809 года была объявлена всенародная подписка на сбор средств для установки памятника, и в 1811 году удалось собрать 136 тысяч рублей. Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, на что дал распоряжение император, но Мартос считал, что он должен стоять в Москве, и сумел добиться разрешения на это, а в Нижегородском Кремле вместо памятника установили памятный обелиск.

Работа над моделью памятника началась ещё в 1811 году, скульптору не помешала даже начавшаяся Отечественная война 1812 года. При работе над фигурами Минина и Пожарского Мартосу позировали его сыновья, проект неоднократно изменялся: так, в первом проекте Минин был одет в плащ и левой рукой указывал на Москву, а Пожарский устремлялся вперёд, высоко подняв щит, свободными руками они оба держались за меч. Позже одежды мужчин упростились, а композиция стала более спокойной. Для отливки памятника был заключён договор с литейным мастером Академии художеств Василием Екимовым, который одним из первых стал отливать фигуры целиком, а не частями. 5 августа 1816 года впервые в России сложная композиция, включающая фигуры двух людей, была отлита за один раз – отдельно отливали лишь меч, щит и шлем. Гранитные блоки для пьедестала были произведены петербургским скульптором-камнетёсом Самсоном Сухановым в Выборгской губернии, а его проект разработал зять Ивана Мартоса – архитектор Авраам Мельников.

В 1818 году началось строительство памятника. Сначала его хотели установить у Тверской заставы, но Мартос желал видеть его на Красной площади, и скульптору уступили: памятник установили перед Верхними торговыми рядами лицом ко Кремлю. Торжественная церемония открытия состоялась 20 февраля 1818 года: в ней принял участие император Александр I и все члены императорской семьи, а также прибывшие из Петербурга 4 гвардейских полка, задействованные в параде в честь открытия монумента. Церемония прошла с успехом и привлекла внимание горожан: крыши ближайших зданий, а также стены и башни Кремля были заполнены людьми.

Советские годы не прошли для памятника бесследно: на него обрушились потоки критики, публицист Владимир Блюм назвал его “историческим мусором”, а писатель Демьян Бедный в стихотворении “Без пощады” отозвался о бронзовых героях как о “двух казнокрадах”. К счастью, сносить памятник не стали, но в 1931 году в связи со строительством Мавзолея и ради освобождения площади для проведения парадов его перенесли к стенам Покровского собора, где он стоит и в наши дни. Решение о переносе монумента принял сам Иосиф Сталин.

20 февраля 2018 года памятник отметил 200-летний юбилей.

Интересные факты

• При работе над фигурами Минина и Пожарского скульптору Ивану Мартосу позировали его сыновья Алексей и Никита.

• В горельефе на лицевой стороне пьедестала в образе отца, отдающего двух сыновей в ополчение, скульптор изобразил сам себя и своих сыновей, один из которых – Алексей – сражался в армии Кутузова, а второй – Никита – был задержан и убит наполеоновскими солдатами во Франции. Профильный портрет Мартоса с сыновьями был выполнен его учеником Самуилом Гальбергом.

• На изготовление памятника потребовалось 1100 пудов (~ 18000 килограммов) меди. Хотя подготовка к отливке заняла более месяца, сама отливка завершилась всего за 9 минут.

• Известный поэт Александр Пушкин высказал недовольство надписью на постаменте, дав следующий комментарий: “Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Романова. Всё это не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского”.

• Памятник Минину и Пожарскому стал первым скульптурным памятником в Москве – до этого в память о каких-либо событиях в городе возводили триумфальные арки и прочие памятные сооружения. Кроме того, это первый памятник в России, на котором изображён выходец из простого народа.

• Изначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, но по воле скульптора его возвели на Красной площади в Москве. В 2005 году историческая справедливость была в какой-то степени восстановлена: перед Нижегородским Кремлём появилась уменьшенная копия монумента.

В наши дни памятник Минину и Пожарскому стал одной из наиболее популярных городских достопримечательностей и настоящим символом Москвы. Установленный в самом сердце столицы – на Красной площади, он стал обязательной к посещению точкой на туристических картах, да и сами горожане его полюбили.

Оно и понятно: как можно не любить один из старейших городских монументов?

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади находится у стен храма Василия Блаженного (Красная площадь, дом 2). Добраться до него можно пешком от станций метро “Охотный Ряд” Сокольнической линии, “Площадь Революции” Арбатско-Покровской, “Театральная” Замоскворецкой и “Китай-Город” Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Комментарии: 1 Коваленко Ксения Евгеньевна 21.03.2019, 21:08 класс Монумент состоит из бронзовой скульптурной группы и гранитного пьедестала с бронзовыми барельефами. Ниже открытие памятника и парад в эту честь. Главной фигурой памятника является фигура Кузьмы Минина – его поднятая вверх рука указывает Пожарскому и всему русскому народу на Москву, призывая защитить ее от чужеземного ига. Памятник создан великим русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом и стал лучшей его работой. Над скульптурной композицией скульптор работал 14 лет – с 1804 по 1817 год. Высота памятника (без террасы) составляет примерно 8,6 м. Дмитрий Пожарский сидит, т.к. еще не оправился после ранения, но уже готов встать и пойти крушить всех супостатов! В одной его руке – щит с изображением Спаса, а другая рука на мече, протянутом Кузьмой Мининым. Памятник был открыт 20 февраля 1818 года. На церемонии присутствовали император Александр I, его супруга, императрица Елизавета Алексеевна и большое число жителей Москвы. Первоначально скульптуры находились в центре Красной площади, а позже композицию сместили к Собору Василия Блаженного, чтобы освободить место для прохода демонстраций и военных парадов. Сначала памятник стоял в центре Красной площади. В 1931 году его переместили за ограду храма Василия Блаженного, как мешающий прохождению парадов на Красной площади. Теперь Минин показывает Пожарскому рукой не на Кремль, а на то пространство перед ГУМом, где этот памятник стоял раньше. Собор Василия Блаженного. Памятник теперь стоит более удачно (на мой взгляд). И фото на фоне собора прекрасно. Напротив памятника Спасская башня Кремля – главная башня города и главные ворота. Все цари перед коронацией проходили через эти ворота. У памятника есть интересный оптических эффект)) Словно длинная рука… Красная площадь красива в любую погоду… Частично инфа и фото (С) интернет. На первой картинке памятник Минину и Пожарскому перед Верхними Торговыми Рядами в середине 1850-х годов (Литография Дациаро по оригиналу Ф. Бенуа).

image

Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, один из наиболее известных памятников Москвы. Находится на Красной площади, рядом с собором Василия Блаженного. Автор памятника Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.

История создания памятника

Инициаторами установки памятника Минину и Пожарскому были члены передового Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина.

image

В журнале «Лицей» за 1803 г. мы читаем: «Природа, повинуясь всевышнему и не взирая на родословия, воспламеняет кровь к благородным подвигам как в простом поселянине или пастухе, так и первостепенном в царстве. Она бы могла, кажется, вдохнуть патриотическую силу в Пожарского; однако избранный ею сосуд был Минин…так сказать, русский плебей… Здесь он был первою действующею силой, а Пожарский… был только орудием его гения». Эта идея была близка Мартосу, и образ Минина становиться основным в его композиции. Мартос приступил к работе над созданием памятника.

image

В 1807 г. публикуется гравюра с первой модели памятника. Мартос не сразу пришел к своей окончательной композиции, но основные её черты, основное решение выражено уже в первом проекте. Для работы над памятником Мартос составляет программу, в которой Минин и Пожарский представлены как освободители Отечества от иноземного ига: «… наше отечество воздвигает немало памятников таким редкостным мужам, таким бессмертным героям, чья любовь к Отечеству повергла бы в изумление Рим и Грецию.

Кто из прославленных героев древности превзошел мужеством Минина и Пожарского?

Петр Великий посетил могилу Минина и воздал должное праху сего великого мужа, назвав его освободителем Руси. В то злосчастное время, когда вероломные поляки вторглись в пределы российского государства и даже завладели самим Кремлем, когда все старания освободить страну от этого позорного ига оставались тщетными и все силы были скованы успехами иноземных насильников, тогда Козьма Минин возымел великое намерение спасти Отечество на самом краю гибели. Он преодолел все препятствия, пожертвовал всем своим достоянием на общее благо, могучим призывом своего сердца поднял упавший дух своих сограждан, с живостью изобразил им бедствия Отечества и своим неотразимым примером воспламенил во всех мужественную жажду освобождения. Быстро стали стекаться пожертвования, все охотно жертвовали всем, вплоть до одежды, чтобы только поскорее противопоставить наглому врагу свое войско. Тогда снова подняла свою голову поникшая Русь, сыны ее проснулись после долгого оцепенения, со всех сторон стали собираться воины, чтобы пасть славной смертью за Отечество, и во главе этого бесстрашного воинства Минин поставил Пожарского. Дмитрий Пожарский, еще покрытый ранами, которые он незадолго перед тем получил в бою с поляками и мятежниками, забыл свою немощь, подавил свои телесные страдания силою своего геройского духа, встал во главе сограждан, которые со всех сторон стеклись в его войско, двинулся на Москву, побил врага, вырвал из его окровавленных рук свое несчастное Отечество…»

Между тем, разговоры об установке памятника замолкли. Наконец в 1808 г. нижегородцы опять ставят вопрос об установки памятника «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество свое и воспламенил тем соревнование своих сограждан».

И вот второго мая 1808 г. дается указание президента Академии художеств «о сочинение нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». Конкурсу привлекаются скульпторы Мартос, Прокофьев, Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов. В ноябре 1808 г. был утвержден проект Мартоса, так как «…гений Мартоса всех щасливее, и по изящнейшему произведению своему всех превосходнее, изобразил памятник Спасителям России».

Первого января 1809 г. была объявлена всенародная подписка и по всей России и разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем Россиянам».

Мужественная фигура Минина доминирует в памятнике. Энергичен жест правой руки, указывающий на Кремль. Одежда Минина упрощается, отброшен плащ, хитон напоминает русскую рубаху. Еще не найден образ Пожарского: его движения не уверены, взамен бурной стремительности появилась некоторая пассивность. Забыв «свою немощь», Пожарский приподнимается с ложа, чтобы последовать призыву Минина. Одежда Пожарского остается античной, но его щит с изображением нерукотворного Спаса уже ближе к русскому.

Центром композиции, как и в предыдущем проекте, является меч, на который опираются и Минин, и Пожарский. Постамент остается прежним, а композиция барельефа значительно видоизменяется. Она становится более лаконичной, некоторые персонажи исчезают, появляется новая группа-отец с двумя сыновьями. Весь монумент приобретает более сильное и ясное патриотическое звучание. В дальнейшем при работе над моделью произойдут новые изменения, новые поиски образов, но основная композиция была заложена в этом проекте в 1809 г.

image

К 1811 г. собранная сумма оказалась достаточной для начала работы над памятником. К этому же времени было решено установить памятник в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.

Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона. Создание малой модели началось в 1812 г., «в то время, когда предлежала великая работа — вновь спасать отечество подобно тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет тому назад спасали Россию». Естественно, что работа над созданием памятника продвигалась относительно медленно, и лишь в 1815 г. была завершена большая модель, выставленная Мартосом для публичного обозрения.

Интерес к созданию памятника был весьма велик, но после освобождения Москвы от наполеоновских войск он неизмеримо возрос. Периодическая печать не только помещала заметки о ходе работ над памятником, но посвящала ему отдельные большие статьи. Так, журнал «Вестник Европы» посвящает специальную статью отливке памятника в бронзе, которая была поручена знаменитому литейщику Академии художеств В. П. Екимову. В статье подробно говориться о способе отливки, о скоплении большего количества зрителей, о блестящем завершении отливки, причем подчеркивается, что Екимов одним из первых стал отливать фигуры полностью, а не частями.

Чрезвычайным событием явилась перевозка памятника водным путем из Петербурга, где он отливался, в Москву через Нижний Новгород, длившаяся с 21 мая по 6 сентября 1817 г. Для перегрузки памятника на несколько дней была сделана остановка в Нижнем Новгороде. По этому поводу в журнале «Сын Отечества» писали: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены были как нижегородские, так и всего тамошнего края жители появлением на тамошних водах столь знаменитого памятника… граждане нижегородские обоего пола и всех возрастов с утра до ночи съезжались к судам зреть сей знаменитый по предмету, искусству и величине своей памятник».

До февраля шли работы по установке памятника, и, наконец, 20 февраля 1818 г. памятник был торжественно открыт. Все газеты и журналы освещали это событие. Гремела музыка, парадным маршем проходили гвардейские войска. Не только крыши прилегающих зданий, но даже Кремлёвские стены были усеяны людьми. Общий энтузиазм и торжественность открытия памятника объясняются не только темой, созвучной общему патриотическому настроению, но и мастерством скульптора, сумевшего воплотить это настроение в образах своих героев.

Монумент был установлен на Красной площади перед зданием (по центру) Торговых рядов О. И. Бове, тем самым призывный жест, с которым Минин обращался к князю Пожарскому, убеждая возглавить борьбу за освобождение отчизны, обретал особый смысл, как бы указывая на Кремль — исконный центр страны. Однако в 1930 году памятник посчитали помехой для демонстраций и перенесли к собору Василия Блаженного.

Описание памятника

Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Средства на памятник были собраны по всенародной подписке. Мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. Это лучшее творение И. П. Мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час.

image

Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо хотя и напоминает своими чертами лицо Зевса, но подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность. Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым. Как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство. Претерпел некоторые изменения лицевой барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их — выразительнее. Барельеф разделен на две части. В правой — группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой — группа женщин. По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Коленопреклоненные женщины непросто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.

Барельеф на памятнике Минуну и Пожарскому

Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, предал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».

image

На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части — на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой — группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей.

Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, — на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.

Как добраться

Доезжаете до станции метро «Охотный ряд», выходите и направляетесь через Манежную площадь к Красной площади, которую нужно пройти, что называется, насквозь – пока не дойдете до храма Василия Блаженного. У входа в него и находится этот символ освобождения – памятник Минину и Пожарскому.

Источники:

Москва и Подмосковье. М., Искусство. 1979.

Андрей Анатольевич Минин

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий