Значение АГАФАНГЕЛ (ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

АГАФАНГЕЛ (ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ)

Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».

Агафангел (Преображенский) ( 1854 — 1928 ), митрополит Ярославский , святитель , исповедник .

Память 3 октября , в Соборе Эстонских святых

В миру Преображенский Александр Лаврентьевич, родился 27 сентября 1854 года в селе Мочилы Кормовской волости Веневского уезда Тульской губернии [1] , в семье священника Лаврентия. Родители будущего Святителя в жизни своей воплощали традиционные черты тысяч безвестных семей русского сельского духовенства, самоотверженными трудами которых не прекращалось благовестие Христово на бескрайних просторах русской земли. Аскетическое воспитание шестерых детей через приобщение их к простому крестьянскому труду, добросовестное пастырское служение в скромном деревенском храме, смиренное приятие бедности, глубокое литургическое благочестие — вот что определяло повседневный уклад семьи отца Лаврентия.

О своих отроческих религиозных переживаниях Святитель вспоминал так:

«Я… любил часто и подолгу оставаться на кладбище и здесь, среди могил и крестов — этих безмолвных, но красноречиво свидетельствующих знаков, что всё персть, всё пепел, всё сень, со слезами на глазах молил Господа, чтобы Он, Милосердный, во время благопотребное сподобил меня быть служителем алтаря и приносить безкровную, умилостивительную Жертву за скончавших своё земное странствование».

В 1871 году юноша поступил в Тульскую духовную семинарию и здесь пережил первые серьёзные духовные искушения. Особенности обучения и воспитания не соответствовали полученным в семье традициям церковного благочестия. Александр стал подумывать о профессии врача, но постоянное о6щение с отцом помогло ему преодолеть эти искушения и в 1877 году он поступает в Московскую духовную академию . Здесь он смог приобщиться к тому пастырскому подвижничеству, коим всегда славилась Троице-Сергиева Лавра .

В 1881 году Александр Преображенский успешно окончил Московскую духовную академию. За своё исследование на тему: «Шестоднев экзарха Болгарского. Опыт исследования языка и текста по списку 1263 года» он был удостоен степени кандидата богословия. В 1881 году Александр Лаврентьевич был назначен на должность преподавателя латыни в Ранненбургское Духовное училище Рязанской епархии, а 7 декабря 1882 года он становится помощником смотрителя Скопинского Духовного училища той же епархии.

В том же 1882 году он вступает в брак с дочерью протоиерея Вознесенского Анной. Но не прожив и года счастливой семейной жизни, Александр Лаврентьевич потерял супругу и новорождённого младенца почти одновременно. «Жизненный путь, избранный мною — не мой жребий… я поспешил оставить мир, взять свой крест и приобщиться к лику иноческому» — так он вспоминал урок, вынесенный из этих страшных испытаний. 7 марта 1885 года Александр Лаврентьевич принимает монашеский постриг с именем Агафангел (в память мученика IV века, ученика священномученика Климента Анкирского ), а затем принимает сан иеромонаха.

В 1886 году отец Агафангел назначается на должность инспектора Томской духовной семинарии с возведением в сан игумена — лишь через двадцать лет вернётся он в центральную Россию, уже уважаемым архипастырем.

В 1888 году отца Агафангела назначают ректором Иркутской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, а 10 сентября 1889 года он принимает хиротонию в Иркутском Вознесенском монастыре во епископа Киренского , викария Иркутской епархии, и с 1893 по 1897 годы управляет епархией Тобольской и Сибирской ; затем в 1897 году становится епископом Рижским и Митавским , а с 1910 года занимает кафедру Виленскую и Литовскую . В 1904 году Владыку возводят в сан архиепископа .

При усовершенствовании деятельности духовных учебных заведений в своих епархиях Святитель стремился все преобразования подчинить одной цели: чтобы юношество прежде всего полюбило молитву. Вообще, церковное просвещение и жизнь евхаристическая были важнейшими сторонами деятельности Владыки. Много он сделал для улучшения жизни простых сельских батюшек, зная об их трудностях из собственного жизненного опыта: организовывал кассы взаимопомощи, открыл приюты для малолетних сирот из семей духовенства, расширил деятельность свечного завода епархии.

К ожидавшемуся Поместному Собору 1905 года святитель Агафангел составил по поручению Святейшего Синода отзыв о разрешении актуальных проблем богослужебной жизни Русской Православной Церкви, где говорилось о необходимости исправить грамматические и стилистические ошибки, которые с XVII века вкрались в богослужебные книги, а также упорядочить приходское богослужение в соответствии с древними уставами. Трудился Владыка и над преобразованием приходской жизни, развивая в ней принцип соборности. Немало занимался он и благотворительностью: на его средства содержалась столовая для бедных детей, много у него было и постоянных пансионеров. «Счастливая уравновешенность духа, мягкость и внимательность в общении, ровность и выдержанность характера, полное уважение к чужому мнению — вот те личные свойства Владыки, которые невольно вызывали к нему любовь всех соприкасавшихся с ним» — так свидетельствовали о нём его современники.

В 1912 году Владыка награждается бриллиантовым крестом на клобук. В Постановлении о награждении подчёркивалась его неизменная благожелательность к духовенству и мирянам, соединённая с твёрдостью.

С 1913 года Владыка был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру . Вскоре его возводят в сан митрополита . Начавшаяся летом 1914 года война не дала Владыке полностью отдаться мирной архипастырской деятельности. Он организовывает госпитали, отправляет священников в действующую армию. В 1917 — 1918 годах является членом Предсоборного присутствия и затем членом Поместного Собора . С 1918 года он — член Высшего Церковного Управления и Священного Синода при Патриархе Тихоне .

12 мая 1922 года Патриарх Тихон, будучи в заточении, категорически отверг требования группы обновленцев о передачи им полномочий на высшее церковное управление, передав митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения: «Вследствии крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе Церковного управления до созыва Собора».

3 июня 1922 года появляется так называемый » Меморандум трех » за подписью митрополита Сергия (Страгородскаго) и архиепископов Евдокима (Мещерского) и Серафима (Мещерякова) , где предательски заявлялось, что обновленческое ВЦУ является «единственной канонически законной церковной властью». Все пастыри призывались считать распоряжения ВЦУ «законными и обязательными» [2] .

В этот труднейший и опаснейший момент митрополит Агафангел 5 июня 1922 года издаёт Послание о своём вступлении во временное управление Русской Православной Церковью, где призывает верующих хранить в чистоте устои Церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно узурпировать церковную власть. За своё сопротивление обновленцам в их попытке захватить Церковную власть Святитель немедленно подвергается аресту. В конце 1922 года больной старец, после заключения в ряде тюрем, отправляется общим этапом с уголовными преступниками в трёхлетнюю ссылку в посёлок Колпашёв Нарымского края (Томская губерния).

В своём завещании Патриарх Тихон называет митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. Ко времени окончания ссылки Владыки были арестованы два других Патриарших Местоблюстителя — священномученики митрополит Петр (Полянский) и митрополит Кирилл (Смирнов) . Органы ГПУ пытались поставить у кормила Церкви послушную группу епископов во главе с архиепископом Григорием (Яцковским) . Однако, митрополит Сергий (Страгородский) , назначенный митрополитом Петром своим заместителем на время ссылки всех трёх Патриарших Местоблюстителей, запретил эту группу.

Тучков , начальник особого секретного отдела ОГПУ, пытается оказать давление на митрополита Агафангела, срок ссылки которого истёк в конце 1925 года. В апреле 1926 года происходит его встреча с Владыкой в Пермской тюрьме. Он предлагает Святителю воспринять высшую церковную власть. Цель предложения агента — столкнуть ведущих иерархов при помощи различных интриг и дезинформации, чтобы спровоцировать множественные расколы в Церкви и тем самым лишить Церковь законной иерархии. Владыка, конечно, не мог располагать в ссылке всеми текстами распоряжений митрополита Петра (Полянского) , но, помня предательское поведение митрополита Сергия в 1922 году, он из Перми в апреле 1926 года издаёт Послание, в котором извещает о своём вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя. Вернувшись из ссылки, он получает указ митрополита Петра (Полянского) воспринять Местоблюстительство, однако митрополит Сергий, согласившись было освободить должность, по-видимому под давлением ГПУ, отказался отдать права Местоблюстительства их законному владельцу.

Последующее переговоры, телеграммы и письма митрополита Сергия, изобилующие канонической казуистикой, могли только убедить мудрого и твёрдого, но прямого и простодушного Владыку в том, что Заместитель митрополита Петра — не тот человек, который способен объединить епископат и выстоять против нажима безбожной власти. Он понимает, что митрополит Сергий начнёт борьбу и посылает в мае 1926 года телеграмму: «Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь от всяких выступлений, распоряжение о поминовении митрополита Петра сделаю, так как предполагаю ради мира церковного отказаться от Местоблюстительства».

Однако, через несколько дней от митрополита Петра, находящегося в ссылке, приходит письмо, в котором он приветствуете вступление митрополита Агафангела в должность Местоблюстителя. Святитель снова призывает митрополита Сергия приехать в Москву, чтобы, собрав архиереев, принять от него верховную власть. Но тот отказывается приехать и опять затевает длительную переписку, в которой заявляет, что распоряжения митрополита Петра из тюрьмы «распоряжения или скорее советы лица безответственного…».

Тогда митрополит Агафангел сообщает митрополиту Петру , что принять на себя обязанности Местоблюстителя не может «ввиду преклонности лет и расстроенного здоровья». Будучи лишён властолюбивых устремлений Святитель советует митрополиту Петру передать вместо себя Местоблюстительство митрополиту Кириллу (Смирнову) или митрополиту Арсению (Стадницкому) , не желая, чтобы верховная власть оставалась в руках митрополита Сергия. Но, видя пагубность, по его мнению, дальнейшей политики митрополита Сергия для церковной нравственности, особенно после издания им » Декларации » 1927 года, Владыка выступил с исповедническим обращением от 24 января 1928 года, в котором вместе с частью архиереев (Ярославская оппозиция) отказывался от административного подчинения митрополиту Сергию и заявил о переходе на самоуправление, предусмотренное указом Святейшего Патриарха Тихона от 20 ноября 1920 года. Однако в ответном письме митрополит Сергий просил Владыку сохранить с ним общение, грозя каноническими прещениями.

Вскоре с Владыкой случилось несколько сильнейших сердечных приступов, во время которых он всегда сначала прибегал к приобщению Святых Таин и только после этого принимал медицинскую помощь. 10 мая 1928 года, предчувствуя близость смерти, Владыка призывает своих викарных архиереев — епископа Варлаама (Ряшенцева) и епископа Евгения (Кобранова) с тем, чтобы составить новое обращение к митрополиту, где говорится, что они не прерывают молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, не желая учинять никакого раскола и всех обращающихся епископов, клириков и мирян направляют к митрополиту Сергию ради мира церковного.

Однако, тут же оговаривалось, что «распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающее каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем». Таким образом, даже не принимая политики митрополита Сергия, Владыка до конца жизни старался послужить делу церковного единения. Детская простота и душевная чистота подвижника делали его неспособным к расчётливой дипломатии и политической борьбе, необходимых, чтобы удержать в руках внешнюю административную власть.

Все эти переживания за Церковь Христову сильно подорвали здоровье Владыки. Сердечные приступы участились и в середине сентября он слёг в постель. Перед кончиной Святитель часто приобщался Святых Таин. 16 октября 1928 года митрополит Агафангел скончался. Двенадцать ударов тридцати ярославских храмов возвестили о кончине Святителя. Погребли Владыку лишь на седьмой день в склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском Леонтьевском кладбище. Лицо его было как в первый день после кончины: светло, бело, покойно, а от гроба веяло благоуханием.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Тропарь, глас 2

По вся дни умервщляем был еси Бога ради,/ святителю и исповедниче Христов Агафангеле,/ во время безбожных гонений лютых/ попечение о Церкви Русской от Патриарха Тихона прияв,/ коварные козни слуг диавола разорил еси/ и корабль церковный мудре управил еси/ силою возлюбившего тя Господа,/ Его же моли даровати нам мир и велию милость .

Использованные материалы

«Священноисповедник АГАФАНГЕЛ (Преображенский), митрополит Ярославский», официальный сайт Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата:

http://www.orthodox.ee/index.php?d=estsvjat/agafan

[1] ныне село Серебряно-Прудского района Московской области

[2] Позднее митр. Сергий (Страгородский) покаялся в этом поступке.

ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Дорогие друзья, обращаем ваше внимание, что все кнопки и меню (кроме каталога) ведут на наш московский сайт В первый том сборника, посвященного выдающемуся иерарху РПЦ Агафангелу (Преображенскому), вошли документы из различных архивов, статьи и заметки епархиальных ведомостей, журналов и газет конца XIX—начала XX вв., переписка Владыки и различные воспоминания о нем.

Содержания

КНИГА ПЕРВАЯ

Общий список атрибутов товаров
Тип обложки твердая
Тип бумаги белая
Издательство Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Формат книги, мм 170*240
Год издания 2005
Вес, кг 1.199
ISBN 5-7429-0204-2
Гриф ИСРПЦ нет
Количество страниц 631
  • Издатель: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
  • Артикул : 15222
  • 9.00руб. / 90 000руб.—>

Купить —>—> Написать нам Заказать звонок Написать нам—> Заказать звонок—>

Распространение копий этого послания, переданных С.И. Фуделю для распространения М.А. Новоселовым, послужило причиной его первой ссылки.

Воспроизводится по изданию: Левитин-Краснов А.Э. Очерки по истории русской церковной смуты. В 3-х томах. Том 1. После раскола. С. 120—122 [URL].

ПОСЛАНИЕ

Благодать Вам и мир от Бога и Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Святейшему Патриарху и Отцу нашему Тихону угодно было от 3-16 мая 1922 года обратиться ко мне со следующей грамотой: «Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе Церковного Управления до созыва Собора. На это имеется согласие гражданской власти, а потому благоволите прибыть в Москву без промедления. Патриарх Тихон». Во имя святого послушания и по долгу моей архиерейской присяги, я предполагал немедленно вступить в отправление возложенного на меня служения церкви и поспешить в Москву, но вопреки моей воле, по обстоятельствам от меня не зависящим, я лишен и доныне возможности отправиться на место служения. Между тем, как мне официально известно, явились в Москве иные люди и встали у кормила правления русской церковью. От кого и какие полномочия получили они, мне совершенно неизвестно. А потому я считаю принятую ими на себя власть и деяния их незакономерными. Они объявили о своем намерении пересмотреть догматы и нравоучения нашей православной веры, священные каноны святых Вселенских Соборов, православные богослужебные уставы, данные великими молитвенниками и подвижниками христианского благочестия, и организовали новую, именуемую ими «Живую Церковь».

Мы не отрицаем необходимости некоторых видоизменений и преобразований в служебной практике и обрядах. Некоторые вопросы этого рода были предметом рассмотрения Всероссийского Собора 1918 года, но не получили решения вследствие преждевременного прекращения его деятельности по обстоятельствам тогдашнего времени. Но во всяком случае возможные изменения и церковные реформы могут быть произведены только Соборной властью, а посему я почитаю своим долгом по вступлении в управление делами церкви созыв Всероссийского Поместного Собора, который правомерно, согласно со словом Божиим и в меру правил святых Вселенских Соборов, этих первых и основных источников нашего церковного строительства, рассмотрит все то, что необходимо и полезно для нашей духовной жизни. Иначе всякие нововведения смогут вызвать смятение совести верующих, пагубный раскол между ними, умножение нечестия и безысходного горя. Начало всего этого мы уже с великою скорбью и видим.

Возлюбленные о Господе Преосвященные Архипастыри!

Лишенные на время высшего руководства, Вы управляйте теперь своими епархиями самостоятельно, сообразуясь с Писанием, священными канонами; впредь до восстановления Высшей Церковной Власти окончательно решайте дела, по которым прежде испрашивали разрешения Святейшего Синода, а в сомнительных случаях обращайтесь к нашему смирению.

Честные пресвитеры и все о Христе служители алтаря и церкви!

Вы близко стоите к народной жизни, вам должно быть дорого ее преуспеяние в духе православной веры. Умножьте свою священную ревность. Когда верующие увидят в вас благодатное горение духа, они никуда не уйдут от своих святых алтарей.

Братья и сестры о Господе — наши пасомые! Храните единство святой веры в союзе братского мира. Не поддавайтесь смущению, которое новые люди стремятся внести в ваши сердца по поводу учений нашей православной веры. Не склоняйтесь к соблазну, которым они хотят обольстить вас, производя изменение в православном богослужении, действуя не законным путем Соборного Постановления, но по своему почину и разумению, не повинуясь голосу древних Вселенских отцов и великих подвижников, созидавших наши церковные уставы, не обольщайтесь беззаконием путей, которыми хотят повести вас новые люди какой-то новой церкви; ищите законных средств и путей, которыми должно устранять церковные нестроения; держитесь и не порывайте союза со своими духовными пастырями и архипастырями. Повинуйтесь с доброй совестью просвещенной Христовым светом государственной власти, несите в духе мира и любви свои гражданские обязанности, памятуя Завет Христов: воздадите кесарево кесареви и Божие Богови. Наипаче же увеличьте молитвенный подвиг, ограждая себя им от наветов духа злобы, врага нашего спасения.

Итак, возлюбленные о Христе чада, храните учения, чины и уставы веры нашей, храните вся преданная нам, держитесь Церкви Божией, знайте, что уходящие от святой Церкви оставляют своего Спасителя. «Тем же убо, братие, стойте, — говорит апостол, — и держитесь предания, им же научистеся или словом или посланием нашим» (Второе Сол. 2,65)

Фото: yareparhia.ru12 ноября Русская Православная Церковь празднует обретение мощей святителя Агафангела исповедника, митрополита Ярославского. О том, как обретали мощи святителя и о его прославлении рассказывает епископ Рыбинский и Угличский Вениамин (Лихоманов).

Епископ Вениамин: “В 1996 году в Ярославле проходила значительная конференция “Образование, культура и Православие”. В рамках этой конференции к нам приезжало несколько докладчиков Свято-Тихоновского университета. Среди них были протоиерей Владимир Воробьев , Н. Е. Емельянов, священник Александр Салтыков. В рамках этой конференции была поднята тема новомучеников и репрессированных. После конференции отцы-преподаватели общались с архиепископом Михеем, управлявшим тогда Ярославской епархией, и Владыка обратил внимание на то, что святитель Ярославский Агафангел достоин быть прославленным как местночтимый святой.

Мы сразу же начали собирать материалы о святителе Агафангеле. В этом нам помогла преподаватель Свято-Тихоновского университета Инна Геннадиевна Минькова. Были подняты архивы, написано житие и было отправлено в Москву. Через некоторое время от Святейшего Патриарха Алексия Второго пришел ответ, что святитель должен быть канонизирован как общероссийский святой, поэтому его канонизация откладывается до Архиерейского собора, который должен был пройти в 2000-м году.

Мощи святителя обрели в 1998 году. Перед этим была создана комиссия, которую возглавил архиепископ Михей. 11 ноября все собрались на подворье Леонтьевского храма, у которого в склепе был похоронен архиепископ Агафангел. Перед поднятием Владыка отслужил молебен. С молитвой начали поднимать мощи, а главным судмедэксперт еще удивлялся, что при такой сырости и влажности святыня хорошо сохранилась. После обретения отслужили панихиду. Гроб с останками был поставлен сначала в Леонтьевском храме. Тогда же настоятель храма протоиерей Николай Казачук получил исцеление. Спустя некоторое время мощи перенесли в Федоровский собор, но Владыка благословил поместить их в возрождающемся Казанском монастыре.

Святителя Агафангела прославили 20 августа 2000 года. Тогда прославили и собор новомучеников и исповедников Ростова-Ярославской земли. В Ярославской епархии в Ярославле и Тутаеве были совершены торжественные богослужения в честь новомучеников.

А на память святителя Агафангела, 16 октября, приехал митрополит Ювеналий, и он уже объявил о том, что Святейший Патриарх благословил совершать в этот день не только память святителя Агафангела, но и собор новомучеников и исповедников Ярославских. Было совершено торжественное богослужение в Феодоровском соборе, затем был торжественный вечер, посвященный памяти новомучеников в Волковском театре.

Святитель Агафангел жил в непростое время. Он пережил тяжелые годы и до революции, и после, пережил страшные годы гонений на Церковь, явив твердость в вере и мужество. Но, несмотря ни на что, он оставался верным традиции Русской Православной Церкви, сохранял устав и ради мира церковного даже отказался от права быть местоблюстителем. Поэтому и нам надо в наше непростое время просить твердости в вере, стойкости, чтобы быть верным традициям Церкви, чтобы не только мы сохранили веру, но и те, кто рядом с нами, могли бы сказать, что Господь есть”.

Пресс-служба Ярославской епархии

Если вы заметили ошибку, опечатку, или можете дополнить статью — правьте смело! Сначала необходимо зарегистрироваться (быстро и бесплатно). Затем нажмите кнопку «править» в верхней части страницы и внесите изменения. О том, как загружать иллюстрации, создавать новые статьи и о многом другом можно прочитать в справке.

Материал из Товики — томской вики

Пространства имён

  • Статья
  • Обсуждение

Ещё

  • Ещё
  • Языки

Действия на странице

  • Читать
  • Просмотр кода
  • История

image Агафангел в сане архиепископа. Ярославль, ок. 1914 года Фото из Русской Википедии image image

У этого термина существуют и другие значения, см. Преображенский.

Митрополит Агафанге́л, в миру — Алекса́ндр Лавре́нтьевич Преображе́нский (27 сентября (9 октября) 1854, село Мочилы, Венёвский уезд, Тульская губерния[1], Российская Империя — 16 октября 1928, Ярославль, СССР) — епископ Русской церкви; митрополит Ярославский и Ростовский.

Прославлен в лике святых в августе 2000 года — святой по канонам Русской православной церкви; память — 3 октября по юлианскому календарю (т.е. ежегодно 16 октября по общепринятому григорианскому календарю).

Основная статья: представлена в Русской Википедии.

Известный русский православный церковный иерарх, общественный деятель и мученик от советской власти.

Краткие вехи жизни

В своём пути 4 декабря 1886 года иеромонах Александр (Преображенский) был назначен инспектором Томской духовной семинарии с возведением тогда молодого священника Александра Преображенского в сан игумена, а 28 февраля 1888 года он был возведён в сан архимандрита (с наречением в имя Агафангела) и назначен ректором Иркутской духовной семинарии.

С 22 декабря 1913 года был архиепископом Ярославским и Ростовским. С началом Первой мировой войны (1914) проникся необходимостью сплочения перед бедой всего русского народа, принял участие в национально-монархическом движении — содействовал объединению монархических организаций, сблизился с семьёй председателя ярославского отдела Союза русского народа Ивана Кацаурова. Активно помогал Русской армии, организуя госпитали и направляя на фронт священников. За это получил персональную «нелюбовь» к себе от местных большевиков-пораженцев[2].

В апреле 1917 года был возведён в сан митрополита.

В 1917—1918 гг. — член Предсоборного присутствия, участвовал в Поместном соборе 1917—1918 годов. 6 марта 1918 года был делегирован Священным синодом в качестве члена Высшего церковного совета (управления) при патриархе Тихоне и Священном Синоде. В феврале 1918 года по указанию Собора патриарх Тихон поименовал его в числе троих кандидатов — вторым — на местоблюстительство в случае своей невозможности оставаться во главе церковного управления в условиях установившейся в столицах диктатуры большевизма.

Ярославские органы ВЧК новой власти, установив непрерывный контроль за митрополитом как за «недобитой классовой контрой», не позволяли ему никаких выездов из города.

22 августа 1922 года был отконвоирован в одиночную камеру Ярославской тюрьмы; осенью 1922 года — во внутреннюю тюрьму ОГПУ в Москве.

25 ноября 1923 года 69-летний митрополит Агафангел был приговорён к наказанию в виде трёх лет ссылки в Сибирь. В 1923—1925 годах находился в ссылке в селе Колпашево Нарымского края Томской губернии в статусе осужденного советской властью политического преступника.

В завещательном распоряжении от 25 декабря 1924 (7 января 1925) патриарх Тихон поставил его вторым кандидатом в Патриаршие местоблюстители (руководители Русской церкви в Советской России); но в права местоблюстителя по смерти Патриарха в апреле 1925 года вступил 3-й кандидат — митрополит Пётр (Полянский) из-за нахождения в ссылке двоих первых. Из доклада томского губернского прокурора Гуровича в прокуратуру Сибири при Сибревкоме от 4 января 1924 года следует, что в Колпашево репрессированный Агафангел получил авторитет и всеобщее уважение практически у всех людей православного вероисповедания, живших на Средней Оби, стал для них ориентиром в определении позиции отношений между Русской церковью того времени и новым советским государством[3].

По окончании ссылки в Томской губернии митрополит Агафангел с осени 1925 по весну 1926 года находился в заключении в тюрьме города Перми на Урале: чекисты не считали нужным давать свободу «церковнику».

После ареста Патриаршего местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра (Полянского), побуждаемый руководителем 6-го (церковного) отделения ОГПУ Тучковым[Комм 1], 18 апреля 1926 года выпустил, ещё будучи в Перми, послание к всероссийской пастве о своём вступлении в должность Заместителя Патриаршего местоблюстителя. Однако после встречи 13 мая с митрополитом Сергием (Страгородским), ознакомившись с реальной ситуацией в Церкви, 8 июня 1926 года он отказался от местоблюстительства и вернулся в Ярославль. Занял пост владыки — митрополита Ярославской церковной области.

В 1927 году не сразу принял сторону патриарха Сергия, который сглаживал острые конфликтные стороны отношений Церкви с Советским правительством. После взаимных разъяснений (в письмах) друг другу своих взглядов и позиций, митрополит Агафангел согласился в конце 1927 года с необходимостью сделать всё, чтобы Русская церковь не была уничтоженной.

В 1928 году наступило ухудшение здоровья, участились сердечные приступы, и в середине сентября 1928 года митрополит Агафангел слёг в постель. Перед кончиной он часто приобщался Святых Таин. Умер на 75-м году жизни.

Был погребён в Ярославле в подвальном этаже храма святителя Леонтия Ростовского. Владыку похоронили только на седьмой день после кончины, но, по воспоминаниям очевидца, «никакого трупного запаха не ощущалось нисколько, напротив: по временам веяло от гроба каким-то благоуханием». На надгробной плите начертали надпись «Великий святитель Агафангел». Ныне рака с его мощами покоится в Казанском соборе Казанского женского монастыря в Ярославле.

Был прославлен как священноисповедник в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Награды

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий