Достопримечательность Здание вокзала Ярославль-Главный в Ярославле

Почти 170 лет назад в Москве появился первый железнодорожный вокзал. За следующие семьдесят лет их количество выросло до девяти – больше, чем в большинстве европейских столиц. Сегодня московские вокзалы продолжают играть важнейшую роль в транспортной инфраструктуре не только столицы, но и всей страны. Но в те далекие времена, когда они только строились, вокзалы были призваны не только решать транспортные проблемы, но и украшать город. 

Ленинградский вокзал 

Строительство: 1844 — 1849 годы, объект культурного наследия федерального значения. 

Первый в городе вокзал связывал Москву с Петербургом и решал важную политическую задачу: по железной дороге монархи должны были приезжать в Москву на коронацию. Проект здания был поручен архитектору Константину Андреевичу Тону, который к тому времени уже построил первый в России вокзал – Царскосельский. Ведь самая первая в стране железнодорожная ветка была протянута от Царскосельского вокзала в Петербурге (сегодня на этом месте стоит Витебский вокзал, построенный С. А. Бржозовским, здание Тона снесли в начале XX века) до Царского Села и Павловска. 

Проект Петербургского вокзала в Москве утверждал сам Николай I: здесь все прошло гладко – царь доверял Тону. А вот с воплощением проектных решений в жизнь начались проблемы. С управляющим путями сообщения Петром Андреевичем Клейнмихелем, по поводу которого добрый папаша держит в обаянии умного Ваню из стихотворения Некрасова «Железная дорога», у архитектора случились разногласия. Клейнмихель требовал использования кирпичной кладки с тонкими швами, Тон не уступал. В результате строительство поручили более сговорчивому Рудольфу Желязневичу. 

Здание вокзала, который сначала был Петербургским, затем стал Николаевским, Октябрьским, а с 1937 года и до наших дней носит название «Ленинградский», имеет характерные для творчества Константина Тона неоренессансные мотивы: двойные арки, коринфские пилястры, наличники окон, похожие на те, что мы видим в итальянских палаццо. Многие искусствоведы видят в архитектуре здания и древнерусские мотивы. При этом фасад вокзала решен в классическом стиле. 

Практически одновременно с московским зданием Тон построил вокзал-близнец в Петербурге. Почему вокзалы одинаковые? Есть версия, что архитектор не хотел, чтобы люди сравнивали сооружения и спорили, какое красивее. Торжественное открытие Петербургского вокзала и Николаевской железной дороги состоялось 19 августа 1851 года. В этот день Николай I с семьей, свитой и иностранными делегациями проехал на поезде от Петербурга до Москвы. Поездка заняла 19 часов, для последовавших по маршруту поездов время в пути составляло 22 часа. 

До запуска первого «Сапсана» оставалось 158 лет.

image 

Курский вокзал 

Первое здание открылось в 1896 году, новое – в 1972 году. Внесен в Красную книгу Архнадзора. 

Нижегородский вокзал, ставший второй железнодорожной станцией Москвы, решено было строить за городской чертой, на дешевой земле у Покровской заставы. В 1866 году открыли новую железную дорогу – до Тулы, Орла и Курска, и Нижегородский вокзал решили перенести на Садовое кольцо, объединив его с Курским. Вокзальное здание в классическом стиле в 1896 году построил архитектор Николай Иванович Орлов. 

В 1930-е годы здание собирались глобально реконструировать и объявили всесоюзный конкурс на лучший проект, но в результате ограничились лишь реставрацией детища Орлова. Частично старый вокзал можно увидеть и сегодня: со стороны платформ сохранился нетронутый фасад. 

В 1968 — 1972 годах архитектор Георгий Волошинов все же осуществил старую идею о реконструкции Курского вокзала. Новое здание получило 200-метровый остекленный фасад, разлинованный сеткой алюминиевых переплетов, и складчатую крышу с девятиметровым козырьком. Сегодня здание вокзала полностью закрывает возведенный в 2001 году на привокзальной площади торговый центр «Атриум». 

image

Павелецкий вокзал 

Строительство: 1898 — 1900 годы. 

Управление открытой в 1866 году Рязано-Уральской железной дороги находилось в Саратове, поэтому вокзал, на который в Москву должны были прибывать вагоны с зерном, мукой и крупами из Поволжья, решено было назвать Саратовским. Здание построили по проекту известного архитектора Александра Федоровича Красовского (по другим данным – Ю.Ф. Дидерхиса) под руководством главного инженера В.В. Тимофеева. Торжественное открытие прошло 1 сентября 1900 года. Здание с огромными окнами имело высокую центральную часть, покрытую куполом, по бокам – два симметричных крыла. Длина двухэтажного вокзала составляла 84 метра, и здесь свободно размещались багажное отделение, билетные кассы, вестибюли, аптека, пассажирские залы первого, второго и третьего класса обслуживания, телеграф, буфет. 

В 1940-х годах вокзал переименовали в Павелецкий – по названию поселка в Рязанской области, через который проходит железнодорожная ветка, а площадь перед вокзалом назвали Ленинской – в честь того, что 23 января 1924 года сюда по железной дороге из Горок доставили гроб с телом вождя. 

В 1980-х годах вокзал решено было реконструировать. Гигантская стройка растянулась на долгие годы. Практически новое здание вокзала – увеличившееся в шесть раз и сохранившее исторические черты – открылось 3 ноября 1987 года.

Рижский вокзал 

Строительство: 1897 — 1901 годы. 

В марте 1897 года Николай II издал указ о начале строительства западной, Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги для сообщения с прибалтийскими странами. Общая протяженность путей в этом направлении составила порядка 2453 километров. Место под постройку вокзала в Москве выделили у Крестовской заставы, рядом с двумя симметричными водонапорными башнями (в 1939 году их уничтожат ради строительства шоссе). Проект поручили академику архитектуры Императорской академии художеств Станиславу Антоновичу Бржозовскому (помните, это он построил шедевр модерна — Витебский вокзал в Петербурге). 

11 сентября 1901 года Виндавский вокзал был открыт. В тот же день в Виндаву (современный Вентспилс) отправился первый поезд. 

Здание вокзала в русском стиле представляло собой три стилизованных под терема строения, которые соединялись крытыми переходами. Фасады украшали традиционные для русской архитектуры XVII века декоративные колонки и кокошники. У вокзала была собственная электростанция для освещения внутренних помещений и платформ. Однако в залах ожидания, как правило, пассажирам не хватало мест – и это при том, что вокзал никогда не был особо перегружен поездами. В 1930 году Виндавский вокзал стал Балтийским, в 1942 – Ржевским, а свое нынешнее название получил в 1946 году. Именно сюда приходили украшенные цветами и флагами поезда, привозившие домой солдат с войны. 

В 1995 году из-за строительства транспортной развязки и обветшания здания Рижского вокзала была начала его реконструкция. Восстановительные работы прошли на редкость удачно: новых помещений не достраивали, лепнину и убранство внутренних залов восстановили, старинные люстры воссоздали.

Савеловский вокзал 

Строительство: 1897 — 1902 годы. 

Инициатором прокладки железнодорожной ветки длиной 130 км от Москвы до села Савелово был председатель правления Общества Московско-Ярославской железной дороги Савва Мамонтов. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска. Место для строительства вокзала выбирали, исходя из цен на землю. За пределами Москвы, у Бутырской заставы земля была дешевой – там и поставили фундамент. А вскоре Дума изменила границы города, включив вокзал в черту Москвы. 

За проект взялся мало кому известный архитектор А.С. Сумароков. Пять лет он строил одноэтажное здание с двухэтажным центром, где после открытия в 1902 году разместились служебные квартиры. Из ансамбля станции до наших дней сохранилась красивая водонапорная башня и не очень привлекательное, но все-таки подлинное веерное депо. Изначально вокзал назывался Бутырским, а в 1912 был переименован в Савеловский. Долгие годы облик вокзала не менялся, но в 1980-х власти решили реконструировать здание, достроив второй этаж. В 1995 реконструкция была завершена. Сегодня Савеловский вокзал — единственный в Москве, с которого не отходят поезда дальнего следования, только электрички.

Ярославский вокзал 

Строительство: 1902 — 1904 годы, объект культурного наследия федерального значения. 

Во второй половине XIX века началось строительство железной дороги между Москвой и Сергиевым Посадом – для паломников Троице-Сергиевой лавры. Но из соображений рентабельности дорогу решено было протянуть до Ярославля, а потом – и до Архангельска. Для вокзала в Москве выбрали пустырь на Каланчевской площади рядом с Николаевским вокзалом. 

Первое здание вокзала, построенное по проекту архитектора Романа Кузьмина, открылось в 1862 году. Но оно оказалось слишком мало для все возраставшего потока пассажиров. Для возведения нового здания сначала пригласили Льва Кекушева, и тот занимался строительством в 1895 — 1897 годах. Однако затем правление Московско-Ярославской железной дороги пересмотрело смету и выбрало более экономичный проект Федора Шехтеля – здание в неорусском стиле с элементами северного модерна. 

Вокзал получился похожим на древнерусский терем с башней, увенчанной широким шатром вроде юрты оленевода, с высокой кровлей с подзором. Над крышей – кованые украшения с северными орнаментами. Здание опоясывает керамический фриз с растительным узором. 

При строительстве Шехтель использовал части здания Кузьмина, поэтому в левой части главного фасада виден монотонный ряд небольших окон. Ризалит главного фасада сделан наподобие городских «врат», над входом размещены гербы Москвы, Ярославля и Архангельска. Главный вход похож на гигантский кокошник. Интерьеры вокзала украшали панно кисти Константина Коровина. Они находились в здании вплоть до 1940-х годов, затем перекочевали в запасники Третьяковки. 

Здание Ярославского вокзала считается одним из величайших творений Шехтеля. 

Белорусский вокзал 

Строительство: 1908—1912 годы. Объект культурного наследия регионального значения. 

Железная дорога на Смоленск начала строиться еще при Александре II. Статскому советнику и предпринимателю Михаилу Немчинову (в его честь названа станция Немчиновка) поручили возведение вокзала. Немчинов нанял архитектора, чье имя история не сохранила, и в 1870 году построил первое здание вокзала, названного Смоленским. Через год, когда железную дорогу дотянули до Бреста, вокзал переименовали в Брестский. Поскольку пассажиропоток непрерывно возрастал, вскоре понадобилось новое здание вокзала. Работы начал в 1907 году архитектор Иван Иванович Струков, а руководство взял на себя военный инженер, начальник Московско-Брестской железной дороги генерал Фёдор Мец. 

Будущее здание должно было состоять из сопряженных под тупым углом двух корпусов, поэтому работы велись поэтапно. В 1910 сдали правое крыло, в котором находилась двухэтажная угловая часть для монарших особ – Царский угол. Для обслуживания императорской семьи предназначалась и отдельная платформа. Окончательно здание в неоклассическом стиле построили в 1912 году. Поскольку открытие пришлось на празднование столетия победы в Отечественной войне 1812 года, вокзал переименовали в честь Александра I. В строительстве широко применялся металл и бетон, а в работе вокзала использовались такие новшества, как телеграф и автоматические кассы. 

В 1922 Александровская и Московско-Балтийская дороги объединились в Московско-Белорусско-Балтийскую, и Александровский вокзал стал Белорусско-Балтийским, а в 1936-м, после очередной реорганизации железных дорог, – Белорусским. 

Киевский вокзал 

Строительство: 1914-1920 годы. Объект культурного наследия федерального значения. 

Начало строительства вокзала, который изначально назывался Брянским, было приурочено к 100-летию Бородинской битвы. Тут же, рядом с местом строительства, возвели и Бородинский мост. Однако строительство задержалось. 

Архитектор Иван Иванович Рерберг со своим коллегой Вячеславом Константиновичем Олтаржевским, ставшим впоследствии крупнейшим в стране специалистом по высотному строительству, приступили к работе только в 1914 году. Для архитектуры Москвы начала ХХ века, когда предпочтение отдавалось модернизму, проект был нетипичным: вокзал построен в стиле неоклассицизма с элементами ампира. Особую архитектурную ценность представляет пространство над платформами: это односводчатое остекленное арочное покрытие длиной 321 м, шириной 47,9 м и высотой 28 м. Вес конструкции — более 1250 тонн. К зданию вокзала ассиметрично поставлена часовая башня высотой 51 метр. 

В 1930-е годы для того, чтобы открыть прекрасное здание Киевского вокзала, была значительно расширена площадь перед ним. Тогда же вокзал переименовали в Киевский. А в 1940-е к северной части здания пристроили корпус с билетными кассами и станцией метрополитена. 

Казанский вокзал 

Строительство: 1911 — 1926 годы. Объект культурного наследия федерального значения. 

Изначально на месте Казанского стоял деревянный Рязанский вокзал, построенный в 1862 году. Позже его сменило каменное здание – тесное, неудобное и некрасивое. В 1910 году правление акционерного общества Московско-Казанской железной дороги приняло решение о постройке нового здания. В конкурсе победил проект Алексея Викторовича Щусева. 

Идея оформления Казанского вокзала заключалась в том, что он должен был стать воротами на Восток, и пассажир должен был заранее настроиться на то, что увидит в месте назначения. Поэтому Щусев включил в проект многоярусную башню, напоминающую башню Сююмбике Казанского кремля, а также мечеть внутри зала ожидания, — из уважения к населяющим восток России миллионам мусульман. Мечеть в проект так и не включили, а башня осталась – как и часы со знаками зодиака на циферблате, установленные на главном фасаде. В создании интерьеров Казанского вокзала участвовали художники Н.К. Рерих, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере и З.Е. Серебрякова. 

В 1987 — 1997 годах здание претерпело масштабную реконструкцию: были расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, фасады обновили, всю технику заменили на новую. 

Сегодня Казанский вокзал – самый большой и протяженный в Европе, его длина достигает 200 метров.

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск Координаты: 55°46′35″ с. ш. 37°39′26″ в. д. / 55.77639° с. ш. 37.65722° в. д. / 55.77639; 37.65722   

Станция Москва-Пассажирская-Ярославская Ярославское направление
Московская железная дорога
ДЦС:

ДЦС-1 Московско-Курский

Регион ж. д.:

Московско-Курский

Оператор:

ОАО «Российские железные дороги»

Дата открытия:

1862 год[1]

Прежние названия:
Тип:

пассажирская[2]

Классность:

внеклассная

Количество платформ:

11

Количество путей:

16

Тип платформ:

боковая, островные

Форма платформ:

прямая, изогнутая

Прилегающие перегоны:

Москва-Пасс.-Ярославская — Лосиноостровская (4), Москва-Пасс.-Ярославская (парк Москва III) — Москва II-Митьково (1)

Электрифицирована:

1929 год Москва-Пасс.-Ярославская — Мытищи[3]

Ток:

постоянный, =3кВ[3]

Архитекторы:

Ф.О. Шехтель

Выход к:

Комсомольская площадь, Краснопрудная улица

Расположение:

Москва, ЦАО, Красносельский

Пересадка на станции:

01 В XVII веке на месте современной Комсомольской площади и находящихся на ней вокзалов располагалось обширное поле. На западе оно доходило до середины современной Большой Спасской улицы, где в XVII в. стоял деревянный царский дворец. Этот дворец имел вышку, по-татарски «каланчу», отчего назывался Каланчёвским дворцом, а по нему и простиравшееся к востоку до Красного пруда поле тоже получило название «Каланчёвское».

На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII в. находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов со многими деревянными строениями. Артиллерийский двор располагался на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 га. Мимо него пролегала дорога на Красное село и дальше на восток. В 1812 г. Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся там снарядов (взрыв потряс дома всей восточной части Москвы).

В 1862 году между Красным прудом и Николаевским вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Московско-Троицкой железной дороги. Постройка вокзала обошлась в 220 тысяч рублей. Проект вокзала с учетом масштабов дороги был заказан небольшой. Была одна особенность: левая часть здания отводилась управлению дороги. Белое двухэтажное здание отличалось строгостью и изяществом линий, дробный ритм окон, обрамленных мелко профилированными тягами, подчеркивал его деловое предназначение. Венчал здание флагшток, где трепетал на ветру флаг ведомства путей сообщения.

Первый поезд по маршруту Москва — Сергиево отправился с вокзала 22 июля 1862 года. Это была дорога длиной в 65 вёрст (69 км).

В 1895—1896 годах по проекту архитектора Л. Н. Кекушева были перестроены восточное крыло и перрон вокзала[7]. В 1902—1904 Ф. О. Шехтелем к старому зданию вокзала был пристроен новый фасад с залом ожидания, решённый в неорусском стиле с элементами северного модерна. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам. В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. В нише фронтона над входом в вестибюль вокзала Шехтель расположил рельефные изображения гербов трёх городов, которые связала Ярославская железная дорога. Это Георгий Победоносец — Москва, поражающий дьявола Михаил Архангел — Архангельск и медведь с секирой — Ярославль. Все они — символы главного хода Ярославского направления. Интерьеры вокзала первоначально были оформлены панно художника К. А. Коровина[8].

В 1929 году станция была электрифицирована. 20 июня 1929 года с Ярославского вокзала отправился первый электропоезд до станции Мытищи.

При реконструкции в 1965—1966 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной. Тогда же по проекту архитектора Л. Н. Ненаглядкина был существенно изменён облик внутренних помещений вокзала[7].

В 1995 закончилась вторая реконструкция, целью которой являлось расширение площади для пассажиров, улучшение обслуживания в связи с возросшим пассажиропотоком. В результате перепланировки внутренних помещений высвободилась площадь, позволяющая увеличить в два раза число обслуживаемых пассажиров, более удобно расположены 35 билетных касс, для чего кассовый зал вынесен на первый этаж, а освободившаяся площадь (1,5 тыс. м²) переоборудована под зал ожидания; отремонтированы галерея, колонный зал; заново отделан потолок, смонтированы автоматические средства пожаротушения, электронная информационная система. Современная реставрация, выполненная к лету 2005 года по проекту архитектурного бюро Тимура Башкаева, так и не вернула зданию исторически-законченный облик: в кованом гребешке крыши по-прежнему — серп и молот, а не царский двуглавый орел, как было до 1917 г. В ходе реставрации был, однако, восстановлен ряд деталей шехтелевского проекта, частично утраченных (заложенных новой кладкой, заштукатуренных или искажённых) в советское время[9].

С августа 2000 года на вокзале заработали турникеты. В июне 2014 года, в рамках мероприятий по реконструкции и модернизации Ярославского вокзала Москвы, на фасадах здания вокзального комплекса завершены работы по установке современной системы архитектурного освещения. Общее количество осветительных приборов, установленных на здании Ярославского вокзала, составило около 500 шт. Предусмотрены три режима включения: будничный — начинает работу с наступлением сумерек и до полуночи, дежурный — с полуночи до утра и праздничный — включается в выходные дни и дни государственных праздников. По словам начальника Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «РЖД» Сергея Абрамова, после завершения работ по реконструкции и модернизации Комсомольской площади (Ленинградского, Ярославского и Казанского) художественное освещение зданий соединится в единое световое решение и создаст гармоничную вечернюю композицию[10]. В 2015 году Банком России выпущена серебряная монета номиналом 25 рублей в серии «Архитектурные шедевры России», посвященная вокзалу. Также на монете изображен Ф. О. Шехтель — архитектор, создавший облик нового фасада вокзала[11].

Описание

В границы станции Москва-Пасс.-Ярославская входит парк Москва III севернее по ходу, бывшая самостоятельная станция.

Непосредственно у здания вокзала (с северной стороны) находятся 11 высоких пассажирских платформ, у которых находятся 16 тупиковых путей. Проход к путям для электропоездов (западная часть) оборудован турникетами. Восточная часть — для поездов дальнего следования. Главный ход Ярославского направления далее на север до станции Мытищи является четырёхпутным. При отходе от станции восточные два пути III и IV специализированы для скоростного движения, движение двустороннее-автоблокировка работает в обе стороны. Далее, до Мытищ движение по III и IV путям также двустороннее и от Лосиноостровской до Мытищ проходят между I, II путями.

Следующим остановочным пунктом Ярославского направления является пл. Москва III, частично также находящийся в границах станции: пути III, IV и островная платформа между ними находятся в парке Москва III. Пути I, II (островная платформа) на месте остановочного пункта являются уже перегоном к Лосиноостровской.

К парку Москва III в сторону от вокзала примыкает Митьковская соединительная ветвь от Казанского/Рязанского направления МЖД, по которой следуют транзитные поезда дальнего следования.

Чуть севернее вокзальных платформ с западной стороны путей станции некоторое расстояние проходят два пригородных пути Ленинградского направления (главный ход Октябрьской железной дороги) без связи с путями станции.

С Ярославского вокзала отправляются электропоезда до станций (всего 208-237) [12]:

Ярославский вокзал было решено построить совместно с железной дорогой в 1859 году императором Александром II. Вокзала могло и не быть. Затягивались поиски места, и было предложение отправлять составы с уже функционирующего вокзала Петербурго-Московской железной дороги. В итоге было принято решение возводить вокзал на Каланчёвской площади. Первое здание было построено по проекту архитектора Кузьмина. В 1870-е годы к вокзалу были достроены корпуса, что придало зданию странный вид. В 1899 году состоялась очередная реконструкция по проекту архитектора Шехтеля. Здание получило новый фасад. Стало похоже на древнерусскую постройку. С 1907 года вокзал носил название Северный. В 1966 прошла реконструкция, придавшая зданию современный вид. Однако это не помешало и сейчас на вокзале увидеть дело рук первых мастеров. Например, внутри здания сохранились колонны, которые первоначально стояли на перроне. А значит им уже более 100 лет.

Купить билеты в Ярославском направлении можно в кассах и автоматах самообслуживания. Это занимает время и силы. Гораздо удобнее покупать билеты с помощью онлайн системы. Нужно просто ввести пункт назначения и выбрать подходящий вариант.

Удобства

Камеры хранения

Имеются две камеры хранения: традиционна ручная с кладовщиком и автоматическая. Ручная работает практически круглые сутки с перерывом 01:00 – 04:00. Тариф за сутки – 230 руб. за место. В автоматических камерах имеются ячейки четырех размеров. За первый час берется плата от 100 до 200 руб. За последующие часы от 50 до 100 руб. В сутки услуги обойдутся от 220 до 500 руб. Можно сделать вывод, что цена в ручной камере хранения выгоднее, по крайней мере, если не использовать самую малую ячейку.

Комната матери и ребенка

Данная комната находиться в гостинице вокзала. Находиться в ней дорогое удовольствие. За сутки с взрослого берется сумма от 1110 до 200 рублей. Есть двухместная комната, спальня и семейная. За ребенка до пяти лет платить не нужно. За ребенка до 10 лет взимается плата от 550 до 1000 рублей. Также можно остановиться в комнатах на несколько часов. Данная возможность доступна только с 08:00 до 20:00 в двухместном номере и спальне. Для взрослого первый час стоит 200-250 руб., два часа – 350-400, пребывание от трех до шести часов – 550 – 650 руб. Для детей до 10 лет такой тариф: первый час – 100-125 руб., два часа – 175-200 руб., от трех до шести часов – 275-325 руб. За дополнительную плату можно воспользоваться утюгом и феном.

Залы ожидания

Залы ожидания доступны на первом и втором этаже. На первом этаже находится зал для пассажиров с ограниченными возможностями и зал повышенной комфортности. В последний зал можно входить с вещами. Комфорт создают кожаные мягкие кресла. Можно посмотреть телевизор. Работает кондиционер. Установлены автоматы с едой. В самом зале есть уборная. Проводить время можно в интернете, благодаря свободной сети  Wi-Fi. Зарядить электронные устройства можно воспользовавшись розетками, которых насчитывается порядка десяти. Дополнительной услуги является заказ такси. Обычное за 50 руб., грузовое за 100 руб. Тарифы пребывания в VIP-зале: первый час: для взрослых – 140 руб., для детей (5-10 лет) – 79 руб. Второй час: для взрослых – 210 руб., для детей – 105 руб. Третий час: для взрослых – 280 руб., для детей – 140 руб. Каждый четвертый час нахождения бесплатный. Дети до пяти лет могут находиться бесплатно в зале под присмотром взрослых. Стулья в обычных залах довольно жесткие, более двух часов сложно высидеть. Поэтому часы длительного ожидания лучше всего проводить в зале повышенной комфортности, или в гостинице.

Душ и гостиница

Остановиться на ночь можно в комнатах для отдыха. Есть номера по типу хостела на 19 человек, есть уютные семейные номера. В большом номере общий душ и санузел, а в семейном номере персональный. Стоимость проживания от 1100 руб. до 4600 руб. в зависимости от степени комфорта. Предварительно комнаты можно бронировать за 500 руб.

Также можно подобрать отели при помощи Букинга.

Для пассажиров с ограниченными возможностями

На парковке возле вокзала имеются специально отведенные места для пассажиров с ограниченными возможностями. Ширина пешеходного движения и уклон пути соответствует стандартам. Передвижение по площади не имеет трудностей. Вход в здание не имеет барьеров, ширина дверного проема более 0.9 метра. Коридоры на вокзале широкие, можно развернуться практически в любом месте. Имеются тактильные предупреждающие и направляющие полосы. Функционирует адаптированная уборная вместе с душевой кабиной. На стенах установлены поручни. В душ легко заехать, не имеет порога. В кабине имеется складное сиденье и ручной душ. Как было указано выше, предусмотрен отдельный зал для инвалидов. Он рассчитан на 30 пассажиров. Приходить туда разрешают и семьям с детьми. Преимущество над обычным залом в стопроцентном наличии свободных мест. Несколько касс пригородного и дальнего следования оборудованы пониженным прилавком, оснащены индукционной петлей. Автоматические камеры хранения имеют разный размер, поэтому подойдут маломобильным клиентам. Доступной комнаты отдыха на вокзале нет. На выходе к платформам есть широкий проход для передвижения пассажиров на колясках. Есть сигнальные полосы с предупредительной функцией, тактильные наземные знаки отсутствуют, важная визуальная информация передается по громкой связи. Не так много заведений питания и магазинов доступны для инвалидов, но они есть, например адаптированное кафе с пониженными столиками. Узнать о расписании и прибытии рейса можно как в звуковом формате, так и на визуальном табло. На второй этаж можно попасть посредством лифта, или эскалатора.

Парковка

Перед входом в вокзал парковочные услуги стоят 150 руб. в час. Однако за 15 минут парковки платить не нужно. С восточной стороны вокзала (справа от него) парковка в час стоит 100 рублей. Но бесплатно стоять можно лишь 5 минут.

Магазины и кафе

Если говорить о магазинах, то их довольно много на вокзале. Можно купить еды и заняться шоппингом. Фирменный магазин «Аленка» предлагает сладости в дорогу и на подарок родным. Работает ежедневно, по графику 08:00 – 22:00. «Галерея Ярославна» — это точка по продаже сувениров, но стоит отметить, что она не единственная. «Кредо-ФД» — продуктовый магазин. В офисе компании «Билайн» можно круглосуточно подключаться к выгодным тарифам, проводить интернет, покупать телефоны и аксессуары к ним. На первом этаже располагается магазин сумок, который доступен с 09:00 до 22:00. На втором этаже круглосуточно функционирует магазин игрушек. Покупка может чрезвычайно порадовать ребенка. В магазине женской одежды принимаются только наличные средства. «Товары для дороги» помогут приобрести нужные товары первой необходимости. «Спринт» и «ПрессЛайн» заняты реализацией печатной продукции, в том числе актуальной прессы. Это поможет любителям чтения с пользой проводить время ожидания.

На вокзале достойный выбор заведений питания. Ресторан быстрого питания «KFC» работает ежедневно в дневное время. Средний чек – 300 руб. В меню имеются блюда американской кухни и блюда для детей. Еду можно брать с собой. Главным недостатком заведения является отсутствие туалета. Плотно покушать можно в ресторане «IL Патио». Предлагает вкусные пиццы и другие итальянские блюда. Имеется вегетарианское и детское меню. Винная карта порадует ценителей качественного алкоголя. Еду можно брать с собой. В ресторане можно бронировать столики, организовывать большие торжественные мероприятия. Зал вмещает до 170 клиентов. В среднем поход в ресторан обходится в 900 руб. На втором этаже располагается кулинария «Добродар». В «Гранд Гриле» можно перекусить шаурмой, салатами, пирожками. Функционирует круглосуточно. Кафе «Кулинарная студия» находятся на первом этаже. Еда подается круглые сутки. Также имеется несколько точек, где можно поесть фаст-фуда и выпить кофе. А это: Кофе Хауз, Nathan`s Famous, Costa Coffee, Стардог!s, Экспресс-кафе и другие.

Прочие услуги

Для снятия наличных средств предусмотрены банкоматы, установлены следующими банками: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Московский кредитный банк, Москва – сити. Также установлен терминал Qiwi.

Носильщики перемещают вещи за 150 руб. и крупногабаритный багаж за 200 руб. в границах привокзальной площади. За пределами площади тариф поднимается до 300 руб.

На вокзале работает несколько аптек. «Неофарм» предлагает свыше 15 000 товаров высокого качества для красоты и здоровья. Покупки можно делать на сайте и забирать на месте. Оплачивать можно наличными и картой банка. Функционирует круглосуточно.

Ярославский вокзал обладает красивой и необычной архитектурой, которая оставляет в памяти неизгладимое впечатление. На вокзале можно с комфортом отдохнуть в VIP-зале, либо в комнатах для отдыха. Много приспособлений помогают пассажирам с ограниченными возможностями удобно передвигаться по территории вокзала. Камеры хранения удобные, можно выбрать нужный вариант и освободиться от лишнего груза. Услуги вокзала осуществляются на высоком уровне.

Может быть полезно:

  • Расписание поездов с Ярославского вокзала;
  • Справочная Ярославского вокзала.

Рубрика:  Обзоры вокзалов Сообщить об ошибке

imageИдея постройки железной дороги от Москвы до Сергиева Посада принадлежала Федору Чижову – русскому промышленнику, общественному деятелю и ученому, профессору математики МГУ. Он считал, что зарубежные капиталисты и специалисты наносят вред отечественной промышленности. Его возмущал тот факт, что железные дороги в России строят иностранные банкиры и французские инженеры.

Чижов создал акционерное общество по строительству первой русской частной железной дороги между Москвой и Троице-Сергиевым Посадом. Ее должны были строить русские рабочие и инженеры, без участия иностранного капитала, на деньги русских купцов.

В их числе был Иван Мамонтов (отец известного мецената Саввы Мамонтова), который в то время жил на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира). Он каждый день наблюдал, сколько паломников и телег направляется в Троицу, подсчитал их количество (с помощью своих сыновей) и решил, что строительство железной дороги до Сергиевского Посада будет прибыльным делом.

Федор Чижов также организовал подсчет паломников в Троице-Сергиевскую лавру с помощью своих студентов. Они круглосуточно дежурили на Троицкой дороге (ныне Ярославское шоссе), подсчитывая количество прохожих и проезжих в обе стороны.

Вокзал было решено построить на Каланчевском поле (на месте современной Комсомольской площади), между Николаевским (Ленинградским) вокзалом и Красным прудом (засыпанным в 1910 году). Сначала это было небольшое  П-образное белое двухэтажное здание с башенкой, увенчанной флагом ведомства путей сообщения. Его построил петербургский архитектор Роман Кузьмин. Сначала вокзал назывался Тро­­ицким — он соединял Москву и Троице-Сергиеву лавру.

Железную дорогу, открытую в 1862 году, освятил митрополит Московский и Коломенский Филарет, который раньше никогда не видел железной дороги и считал, что паломники должны ходить пешком, а не ездить на поезде.

В 1870 году линию достроили до Ярославля, и вокзал переименовали в Яро­­славский. Дорогу на собственные средства строил Савва Ма­­мон­­тов. Однако его предпринимательская деятельность закончилось крахом. Правительство жаждало прибрать к своим рукам все железные дороги, и на Савву Мамонтова, увязшего в сложных денежных схемах, было заведено уголовное дело. Его посадили в тюрьму. Суд присяжных вынес оправдательный приговор, но Мамонтову пришлось продать почти все, чтобы расплатиться с кредиторами.

В 1895-1896 годах по проекту архитектора Кекушева Л.Н. были перестроены восточное крыло и перрон вокзала.

В конце августа 1897 года на вокзале случилась авария. Машинист поезда, следовавшего из Сергиева в Москву, разогнался так, что перед приближением к вокзалу не успел сбросить скорость (и какой же русский не любит быстрой езды?). Автоматические воздушные тормоза Вестингауза почему-то не сработали. Тогда машинист стал давать сигналы кондукторам (кондуктор, нажми на тормоза!), чтобы те задействовали ручные тормоза, но было слишком поздно. Паровоз с огромной силой врезался в стоявший в конце пути багажный вагон, и вся эта огромная масса устремилась к зданию пассажирского вокзала. В результате рухнула стена в помещении конторы, но, к счастью, пострадавших было мало, и никто не погиб, так как час был ранний.

В 1900 г. железная дорога, протянувшаяся к этому времени до Архангельска, перешла в собственность казны, и старый вокзал уже не справлялся с возросшим пассажиропотоком. Министерство путей сообщения пригласило выдающегося архитектора Федора Шехтеля – и по его проекту стал возводиться новый вокзал.

В результате возникло роскошное здание в неорусском стиле – с теремной кровлей, крепостными башенками, с высокой шатровой левой башней. Фасад украшен был майоликовыми вставками с северным орнаментом.

Фронтон здания Шехтель украсил гербами трех крупных городов, связанных Ярославской железной дорогой: Москвы (Георгий Победоносец), Ярославля (медведь с секирой) и Архангельска (поражающий дьявола Михаил Архангел).

Интерьеры вокзала украшали панно художника Константина Коровина. Это была мечта Саввы Мамонтов – украсить вокзалы картинами известных русских художников. Панно изображали картины сурового северного края и находились в нишах зала ожидания. Но в 1950-гг. они были сняты, а затем переданы в Третьяковскую галерею.

От проекта Кекушева сохранились гигантские колонны-опоры из лабрадора  – когда-то они стояли на перроне, а теперь вписаны в зал ожидания.

При строительстве метро здание Ярославского вокзала находилось под угрозой уничтожения – оно мешало прокладке линии, проходившей всего лишь в нескольких метрах от фасада вокзала. Кто-то из чиновников предложил снести вокзал, но, говорят, удивительным образом вступился сам Лазарь Каганович, возглавлявший в то время строительство московского метрополитена. «Не вы строили – не вам разрушить», — сказал он.

До 1922 года вокзал назывался Ярославским, потом его переименовали в Северный, а с 1955 г. он вновь стал Ярославским.

В 2011 году возле стены вокзала, прямо на тротуаре, в незаметном уголке, был установлен бюст архитектора Шехтеля с надписью: «Фёдор Осипович Шехтель, автор здания Ярославского вокзала».

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий