Библиотека Ярослава Мудрого — исторические факты, описание и интересные факты

Поделись знанием: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Перейти к: навигация, поиск

Библиоте́ка Яросла́ва Му́дрого — легендарное собрание книг и документов, принадлежавшее Великому князю киевскому Ярославу Мудрому. Согласно наиболее распространённой версии, в XII веке и позднее она находилась в Софийском соборе Киева или в подземельях под ним.

История

Единственное историческое упоминание о библиотеке князя относится к 1037 году и содержится в «Повести временных лет»: «Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам»[1]. Ни о количестве книг, ни о характере коллекции в летописи ничего не сказано.

Некоторые историки подвергали сомнению эту дату, так как относили к этому времени факт закладки самого Софийского собора, а следовательно никакой библиотеки в нём ещё не могло быть. Однако позже исследования показали, что в 1037 году строительство уже могло быть закончено[2].

Указывается, что официальным владельцем собрания, скорее всего, был не сам князь, а собор, и эту коллекцию более корректно именовать «библиотекой Софийского собора», однако наименование «Библиотека Ярослава Мудрого» уже стало исторически традиционным[2]. Её формирование могло проходить под руководством митрополита Илариона.

Объём библиотеки неизвестен. В «Истории Киева» 1982 года издания он оценивается в 950 томов, а историк Е. Е. Голубинский предполагал вероятной цифру в 500 книг[3]. Основными источниками пополнения собрания были перевод и переписка копий.

Поиски и версии о местоположении

Многочисленные пожары и разграбления Киева вкупе с его полным запустением после монгольского нашествия ставят под сомнение сохранность сколько-нибудь объёмного и цельного собрания манускриптов 1000-летней давности. Самые ранние катастрофы, в которых фигурируют сожжённые книги, относятся к 1169 (взятие Киева Мстиславом) и 1206 (нашествие половцев) годам[3].

По некоторым сообщениям, раскопки под Софийским собором были предприняты в 1916 году, после того, как вблизи храма произошёл обвал грунта. В результате якобы открылась часть подземных переходов, внутри которых будто бы нашли берестяную записку: «Аще кто найде сей ход тот найде велий клад Ярослав» («Кто найдёт этот ход, тот найдет великий клад Ярослава»)[4]. Согласно отчёту Археологической комиссии, раскопки были прекращены для того, чтобы предотвратить несанкционированное кладоискательство местных жителей[2].

Отдельные авторы голословно утверждают, что библиотека могла быть спрятана митрополитом Иларионом в катакомбах Киево-Печерской лавры после его ссоры с князем, о которой в летописях ничего не сообщается. В этом случае в составе библиотеки могли оказаться книги греческих иконописцев, расписывавших в XI веке монастырские храмы. Кроме того, есть сведения о том, что в 1106 году свою библиотеку передал в дар монастырю правнук Ярослава князь Святослав Давидович Черниговский, принявший постриг под именем Николы Святоши.

Ещё в 1653 году сообщалось о том, что в лавре имеется обширное собрание древних книг, однако в 1718 году в монастыре произошёл опустошительный пожар, и оно полностью сгорело. Существует версия о том, что часть книг была спрятана в катакомбах в 1665 году[2].

Ещё одна версия связана с Успенским собором Киево-Печерской лавры. В 1898 году в нём уже находили клад — «потаенную» монастырскую казну, спрятанную в 1718 году. В 1941 году, во время немецкой оккупации, собор был взорван, однако под ним уцелели катакомбы. Известно, что в них хранились мощи одного из основателей лавры святого Феодосия.

Также среди мест, где может находиться легендарное собрание, называют «Зверинецкие пещеры» близ Выдубицкого монастыря, а также подземелья разрушенного Межигорского монастыря.

Интересные факты

  • Высказывались предположения о том, что часть княжеского книгохранилища вошла в не менее легендарную Библиотеку Ивана Грозного[5].
  • В наши дни библиотеку пытались отыскать методами биолокации[6].
  • Именем Ярослава Мудрого названа одна из библиотек Ярославля[7].

Напишите отзыв о статье «Библиотека Ярослава Мудрого»

Примечания

  1. [www.old-russian.chat.ru/03povest.htm «Повесть временных лет» на сайте «Древнерусская литература»]
  2. 1 2 3 4 [www.vokrugsveta.ru/vs/article/1212/ «Клад Ярослава Мудрого» (журнал «Вокруг света», № 6 (2657), Июнь 1995)]
  3. 1 2 [bibliotekar.ru/nauka/45-9.htm «Первые библиотеки на Руси и причины их возникновения»]
  4. На самом деле первая берестяная грамота обнаружена в 1951 году в Новгороде. Упоминание берестяных грамот свидетельствует о поздней дате цитируемой городской легенды
  5. [libnn.ru/content/view/44/23/ Л. Б. Колпакова «История исчезнувшей библиотеки Ивана»]
  6. [historic.ru/news/item/f00/s04/n0000494/index.shtml Сергей Пауков. «Тайны библиотеки Ярослава Мудрого»]
  7. [cdb.yaroslavl.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=18&Itemid=14 Библиотека имени Ярослава Мудрого]

Отрывок, характеризующий Библиотека Ярослава Мудрого

Все в том же положении, не хуже и не лучше, разбитый параличом, старый князь три недели лежал в Богучарове в новом, построенном князем Андреем, доме. Старый князь был в беспамятстве; он лежал, как изуродованный труп. Он не переставая бормотал что то, дергаясь бровями и губами, и нельзя было знать, понимал он или нет то, что его окружало. Одно можно было знать наверное – это то, что он страдал и, чувствовал потребность еще выразить что то. Но что это было, никто не мог понять; был ли это какой нибудь каприз больного и полусумасшедшего, относилось ли это до общего хода дел, или относилось это до семейных обстоятельств? Доктор говорил, что выражаемое им беспокойство ничего не значило, что оно имело физические причины; но княжна Марья думала (и то, что ее присутствие всегда усиливало его беспокойство, подтверждало ее предположение), думала, что он что то хотел сказать ей. Он, очевидно, страдал и физически и нравственно. Надежды на исцеление не было. Везти его было нельзя. И что бы было, ежели бы он умер дорогой? «Не лучше ли бы было конец, совсем конец! – иногда думала княжна Марья. Она день и ночь, почти без сна, следила за ним, и, страшно сказать, она часто следила за ним не с надеждой найти призкаки облегчения, но следила, часто желая найти признаки приближения к концу. Как ни странно было княжне сознавать в себе это чувство, но оно было в ней. И что было еще ужаснее для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни ее отца (даже едва ли не раньше, не тогда ли уж, когда она, ожидая чего то, осталась с ним) в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды. То, что годами не приходило ей в голову – мысли о свободной жизни без вечного страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении. Как ни отстраняла она от себя, беспрестанно ей приходили в голову вопросы о том, как она теперь, после того, устроит свою жизнь. Это были искушения дьявола, и княжна Марья знала это. Она знала, что единственное орудие против него была молитва, и она пыталась молиться. Она становилась в положение молитвы, смотрела на образа, читала слова молитвы, но не могла молиться. Она чувствовала, что теперь ее охватил другой мир – житейской, трудной и свободной деятельности, совершенно противоположный тому нравственному миру, в который она была заключена прежде и в котором лучшее утешение была молитва. Она не могла молиться и не могла плакать, и житейская забота охватила ее. Оставаться в Вогучарове становилось опасным. Со всех сторон слышно было о приближающихся французах, и в одной деревне, в пятнадцати верстах от Богучарова, была разграблена усадьба французскими мародерами. Доктор настаивал на том, что надо везти князя дальше; предводитель прислал чиновника к княжне Марье, уговаривая ее уезжать как можно скорее. Исправник, приехав в Богучарово, настаивал на том же, говоря, что в сорока верстах французы, что по деревням ходят французские прокламации и что ежели княжна не уедет с отцом до пятнадцатого, то он ни за что не отвечает. Княжна пятнадцатого решилась ехать. Заботы приготовлений, отдача приказаний, за которыми все обращались к ней, целый день занимали ее. Ночь с четырнадцатого на пятнадцатое она провела, как обыкновенно, не раздеваясь, в соседней от той комнаты, в которой лежал князь. Несколько раз, просыпаясь, она слышала его кряхтенье, бормотанье, скрип кровати и шаги Тихона и доктора, ворочавших его. Несколько раз она прислушивалась у двери, и ей казалось, что он нынче бормотал громче обыкновенного и чаще ворочался. Она не могла спать и несколько раз подходила к двери, прислушиваясь, желая войти и не решаясь этого сделать. Хотя он и не говорил, но княжна Марья видела, знала, как неприятно было ему всякое выражение страха за него. Она замечала, как недовольно он отвертывался от ее взгляда, иногда невольно и упорно на него устремленного. Она знала, что ее приход ночью, в необычное время, раздражит его. Но никогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять его. Она вспоминала всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней. Изредка между этими воспоминаниями врывались в ее воображение искушения дьявола, мысли о том, что будет после его смерти и как устроится ее новая, свободная жизнь. Но с отвращением отгоняла она эти мысли. К утру он затих, и она заснула. Она проснулась поздно. Та искренность, которая бывает при пробуждении, показала ей ясно то, что более всего в болезни отца занимало ее. Она проснулась, прислушалась к тому, что было за дверью, и, услыхав его кряхтенье, со вздохом сказала себе, что было все то же. – Да чему же быть? Чего же я хотела? Я хочу его смерти! – вскрикнула она с отвращением к себе самой. Она оделась, умылась, прочла молитвы и вышла на крыльцо. К крыльцу поданы были без лошадей экипажи, в которые укладывали вещи. Утро было теплое и серое. Княжна Марья остановилась на крыльце, не переставая ужасаться перед своей душевной мерзостью и стараясь привести в порядок свои мысли, прежде чем войти к нему. Категории:

Судьба библиотеки Ярослава Мудрого

image

Читаем в нашей древнейшей летописи: «И бе Ярослав любя церковныя уставы… и книгам прилежа, и почитая е часто в нощи и в дне… И собра писце многы и прекладаше от грек на словеньское писмо. И списаша книгы многы, ими же поучащеся вернии люди наслажаются ученья божественаго… Насея книжными словесы сердца верных людей; а мы пожинаем, ученье приемлюще книжное…».

Анна, королева Франции

Когда Ярослав Мудрый выдавал свою дочь Анну за Генриха Первого, короля французского, и она должна была ехать во Францию, то он дал княжне своеобразное, очень дорогое приданое: книгу, рукописное Святое Писание!

Тогда короли Франции торжественно короновались в Реймсе, он был столицей страны. И вот, подарок Ярослава стал на несколько столетий именно той книгой, на которой приносили присягу новые монархи. Кстати, интересный факт: никто из французов до начала восемнадцатого столетия не мог прочитать текст Реймсского Евангелия! Забыли даже, на каком языке оно написано.

Первым, кто объяснил хозяевам эту «загадку», был русский царь Пётр Первый. Книга до сих пор хранится в Реймсе. И она, безусловно, относится к легендарной библиотеке Ярослава Владимировича.

Есть сведения, что это собрание насчитывало около тысячи единиц. Сегодня такое количество не удивит. Но не забудем, что было тогда одиннадцатое столетие; что книги не печатали, а писали от руки, вырисовывая каждую букву, делали это иногда годами; украшали тонкими узорами, цветными миниатюрами… Вместо бумаги использовали дорогой пергамент из тщательно обработанной телячьей кожи.

Реймское Евангелие

Словом, иногда книга стоила не меньше, чем боевой корабль! Через полтысячелетия университетская библиотека в Париже насчитывала всего девятьсот томов. Итак, великий князь Ярослав имел сокровище неоценимое — во всех смыслах…

Как это начиналось?

Первая половина одиннадцатого века. В Киеве — большое строительство; главное сооружение — огромный, величественный собор Святой Софии. Вот, в 1037 году, он закончен и освящён. И в этом соборе собирает князь Ярослав грамотных людей, писцов, переводчиков, устраивает скрипторий — мастерскую, которая производит книги. Так было положено начало библиотеки.

Бесспорно, здесь были созданы прежде всего богослужебные книги. Но, кроме них, многие другие. Главное, что именно в стенах собора, фактически, возникла оригинальная древнерусская литература.

Обратимся снова к летописи. Читаем: «Велика бо бывает полза от ученья книжнаго… мудрость бо обретаем и вздержание от словес книжных. Се бо суть реки, напаяюще вселенную, се суть исходища мудрости; книгам бо есть неищетная глубина; сими бо в печали утешаеми есмы… Аще бо поищеши в книгах мудрости прилежно, то обрящеши велику ползу души своей…».

Изборник Святослава

Здесь, в книгописной мастерской, был заключён первый русский летописный свод 1037–1039 годов, написано знаменитое «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, разработан наш первый кодекс законов — «Русская правда», написан «Изборник Святослава» и множество других драгоценных произведений. Труды митрополитов Илариона и Клима Смолятича, выполненные в стенах Софии, убеждают в том, что их авторам была известна мудрость древней Эллады…

Библиотека содержала переводные произведения по истории, географии, трактаты философские и юридические. Это была не просто «книгарня» — настоящий центр летописания, средоточие передовой научной мысли находилось около тысячи лет назад в стенах храма…

Так куда же подевались все эти духовные сокровища? Об одной книге, которая, безусловно, хранилась в Софии, — о Реймсском Евангелии, приданом княжны Анны, — мы уже упоминали. Несколько оригиналов древнерусских рукописей находятся в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Где же огромный остаток? Привычный ответ — погиб во время монгольского нашествия 1240 года…

Но… весь?

Задолго до нападения Орды на Киев книгописная мастерская и библиотека Софии играли в образовании Руси не меньшую роль, чем сам собор — в распространении христианства. Книги, вышедшие из софийских стен, стали основой для создания новых библиотек, в частности — огромного собрания Киево-Печерской лавры, а также монастырских библиотек Смоленска, Ростова, Галича, Переяслава, Владимира-Волынского, Владимира-на-Клязьме…

Книги Ярослава не лежали на месте, а действительно «напояли вселенную»! То есть, не исключено, что рукописные сокровища Киева могут быть найдены за сотни и тысячи километров от него. Надо только искать.

Что касается самой коллекции Ярослава, одной из крупнейших в тогдашней Европе, то её судьба тоже — не обязательно трагична. Поскольку монгольская осада города длилась не один месяц, софийские монахи вполне могли скрыть книги в подземелье самого собора…

Мстиславово Евангелие

И действительно, ещё в семнадцатом веке начинали разноситься слухи: путь в библиотеку найден! Скажем, однажды в подземельях собора нашли кусок бересты с надписью: «Аще кто найде сей ход, тот найде велик клад Ярослава Мудрого». Многие подумали тогда, что имеется в виду именно княжеская библиотека. Оказалось — мистификация…

Впрочем, подобные случаи ещё не означают, что в запутанных подземельях Софии не может быть древнего тайника с книгами…

Это — один вариант. Другие исследователи придерживаются мнения, что софийский клад, вероятнее всего, был перенесен в монастырские хранилища Киево-Печерской лавры. По крайней мере, арабский путешественник Павел Алеппский, посетивший Киев в 1653 году, писал, что Печерский монастырь имеет библиотеку с множеством дорогих книг, в том числе пергаментных, которым не меньше пятисот лет…

К сожалению, бесценная книжная библиотека Киево-Печерской лавры почти полностью сгорела в апреле 1718 г., во время большого пожара, уничтожившего большинство старинных зданий. И всё же, надежда не исчезает. Есть неисследованные разветвления знаменитых лаврских пещер, а также не всё известно учёным о подвалах старых зданий.

Однажды у этого научного детектива открылось ещё одно направление — в Межигорье, известной местности под Киевом, возле города Вышгород. С одной стороны, здесь когда-то стоял Спасо-Межигорский монастырь, и в нём было большое собрание старинных книг. С другой, в Вышгороде находилась летняя резиденция князя Ярослава Владимировича. Стоит поискать!

К тому же, существовало интересное народное предание. Мол, в тридцатых годах, когда в Межигорье строили дачи для членов украинского правительства, строители нашли монастырский подземный ход, а в нём — глухую камеру, «каменный мешок» с какими-то рукописными книгами. Дальнейшая их судьба неизвестна…

Ближе к нашему времени — раскопки на территории Спасо-Межигорского монастыря проводил известный археолог Виктор Харламов. Его экспедиция исследовала фундамент монастыря, нашла под ним подземные ходы. Но, к сожалению, никакого «каменного мешка», с книгами или без них, не выявила…

«Как по мне, — сказал автору статьи академик Пётр Толочко, — я не исключаю, что там могла быть какая-то библиотека замурована. Но у меня нет убеждения, что это именно библиотека Ярослава Мудрого: монастырь построен значительно позже. Я думаю, что там могла быть литература XVI–XVII веков».

Страница из Мстиславова Евангелия

Наконец, едва ли не единственной достоверной стала версия о том, что книги из софийского клада не спрятаны в каком-то одном месте. Они разошлись по разным, прежде всего церковным и монастырским библиотекам. А дальнейшая судьба этих книг неотделима от судьбы обителей, где они хранились…

Кроме того, киевская книгописная мастерская работала и после Ярослава Владимировича!

Прекрасно известный исследователям «Изборник Святослава» 1073–1076 годов, бесспорно, был создан в Софии. «Мстиславово Евангелие», которое сегодня экспонируется в московском историческом музее, — это уже ХІІ столетие, — тоже вполне могло выйти из рук княжеских писцов Киева.

Так, наконец, — есть ли надежда найти, хотя бы по одной жемчужине, по одной книге, это сокровище, первую библиотеку восточнославянского мира, одну из первых в Европе?

Пётр Толочко сказал автору по этому поводу: «Даже если мы её не найдём, то, во всяком случае, самими поисками сможем пробудить общественное мнение вокруг эпохальных культурных событий времён Киевской Руси. А это уже не так и мало!..»

Андрей Дмитрук, писатель, сценарист кино и телевидения, научный журналист

Информация о материале
№5, 2020
  • Назад
  • Вперед

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Библиоте́ка Яросла́ва Му́дрого — легендарное собрание книг и документов, принадлежавшее Великому князю киевскому Ярославу Мудрому. Согласно наиболее распространённой версии, в XII веке и позднее она находилась в Софийском соборе Киева или в подземельях под ним.

История[править | править код]

Авторитетных источников описания библиотеки, как и факта ее возможного существования нет. Обычно приводят [кто?] ряд гипотез и сопоставлений фактов. В 1037 году в «Повести временных лет» приведено первое упоминание крупного собрания документов: «Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам». Хотя подробней об объёме и характере собрания в ней речь не идёт[1]. Далее известно что в 1106 году свою библиотеку передал в дар монастырю Софийского собора князь Святослав Давыдович Черниговский, правнук Ярослава[2].

Возможным доказательством существования библиотеки было то что Софийский собор был крупнейшим центром книгоиздания на Руси, в 1037-1039 годах в нём был составлен первый летописный свод, написано и провозглашено «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона, создан «Изборник Святослава», написано «Послание к Смоленского пресвитеру Фоме» киевского митрополита Климента Смолятича. Исследование трудов Смолятича и Илариона подтверждает то, что им были знакомы положения учений Платона, Аристотеля и других философов древности, что свидетельствует о том что у них был доступ к большому книгохранилищу, так как данные тексты не только изучались этими богословами, но и систематизировались. На доказательство существования такой библиотеки, наталкивало письмо богослова Павла Алепского, который в 1653 году писал о большом книгохранилище Киево-Печерского монастыря, среди которых упоминал пергаменты и древние свитки которые некогда были частью библиотеки Софийского собора. Первые историки Российской Империи, в частности, Михаил Ломоносов, тоже интересовались библиотекой, они высказывались что в библиотеке находились не только древнерусские рукописи, а еще и свитки из Александрийской библиотеки. В их работах упоминалось о «письменах принесенных с Индии и восточной Азии в давние времена, когда еще люд европейский не ведал этих земель» а так же еще более древние тексты. Точный объём библиотеки неизвестен. В «Истории Киева» 1982 года издания он оценивается в 950 томов, а историк Е. Е. Голубинский предполагал вероятную цифру в 500 книг. По мнению известного Ленинградского книговеда М. Розова, произведения библиотеки Ярослава могут частично находится в Российской национальной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина.[3][2][4][5].

Взятие Киева Мстиславом в 1169 году повлекшее за собой значительные разрушения и его последующее запустение на некоторый период, а так же нередкие пожары уничтожавшие большую часть города, скорее всего, уничтожили и все древние письменные документы. В связи с этим, версия о том, что библиотека все еще где-то сохранилась, вызывает сильные сомнения у историков[3].

Относительно того, кто был владельцем библиотеки также есть разные мнения. Возможно, им был сначала князь Ярослав Мудрый, но потом он передал коллекцию в собор, возможно собор получил коллекцию после смерти Ярослава, возможно изначально хозяином собрания был сам Софийский собор. Тем не менее, название «Библиотека Ярослава Мудрого» уже стало традиционным, как и «Библиотека Ивана Грозного».

Поиски и версии о местоположении[править | править код]

В 1980-е годы появилась такая городская легенда: при рытье траншеи строители нашли большое подземелье, заполненное деревянными стеллажами с старинными книгами. Начальник строительства, опасаясь срыва сроков работ, приказал засыпать землей данный тайник.

Софийский собор в Киеве.

Другая городская легенда гласит что в 1934 году во время строительства правительственной дачи для первого секретаря Киевского обкома партии Петра Постышева, рабочие обнаружили подвальное помещение, доверху заполненное древними книгами. По свидетельству очевидцев, книги были рукописные, большого формата, в массивных кожаных переплетах. Но так как объект необходимо было возвести в кратчайшие сроки, таинственный подвал засыпали землей, а всех очевидцев попросили не рассказывать о этом событии. Насколько реальны и правдивы эти истории, ответить трудно. Есть не подтвержденные сообщения что в 1916 году были проведены археологические раскопки под Софийским собором и археологам открылся вход в подземные коридоры, внутри которых нашли берестяную записку с текстом: «Аще кто найде сей ход тот найде велий клад Ярослав» («Кто найдёт этот ход, тот найдет великий клад Ярослава»). Недалеко от этой записки был обнаружен тайник, надпись на его стене сообщала, что археологи опоздали и клад уже давно вырыли. Последний случай сейчас воспринимается многими учеными как мистификация, дело в том что первая берестяная грамота была обнаружена в 1951 году в Новгороде, то есть упоминание берестяных грамот свидетельствует о том что это скорее всего еще одна городская легенда которую сочинили в середине XX века. [6]

Ещё одна версия связана с Успенским собором Киево-Печерской лавры. В 1898 году в нём уже находили клад — «потаенную» монастырскую казну, спрятанную в 1718 году. В 1941 году, во время немецкой оккупации, собор был взорван, однако под ним уцелели катакомбы. Известно, что в них хранились мощи одного из основателей лавры святого Феодосия.

Также среди мест, где может находиться легендарная библиотека, называют «Зверинецкие пещеры» близ Выдубицкого монастыря, подземелья разрушенного Межигорского монастыря, катакомбы Киево-Печерской лавры.

Факты[править | править код]

  • Высказывались предположения о том, что часть княжеского книгохранилища вошла в не менее легендарную Библиотеку Ивана Грозного[7].
  • В наши дни библиотеку пытались отыскать методами биолокации[8].
  • Именем Ярослава Мудрого названа одна из библиотек Ярославля[9].

Примечания[править | править код]

  1. «Повесть временных лет» на сайте «Древнерусская литература»
  2. 1 2 Хведченя, 1995.
  3. 1 2 «Первые библиотеки на Руси и причины их возникновения»
  4. Биография князя Ярослава Мудрого и упоминание о его библиотеке
  5. «На скрижалях: тайна библиотеки Ярослава Мудрого»
  6. Поиски библиотеки Ярослава Мудрого: легенды и факты
  7. Л. Б. Колпакова «История исчезнувшей библиотеки Ивана»
  8. Сергей Пауков. «Тайны библиотеки Ярослава Мудрого»
  9. Библиотека имени Ярослава Мудрого (недоступная ссылка)

Литература[править | править код]

  • Сергей Хведченя. Клад Ярослава Мудрого // Вокруг света : журнал. — 1995. — Июнь (№ 6 (2657)).

This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit). Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply. Images, videos and audio are available under their respective licenses. —>

Библиоте́ка Яросла́ва Му́дрого — легендарное собрание книг и документов, принадлежавшее Великому князю киевскому Ярославу Мудрому. Согласно наиболее распространённой версии, в XII веке и позднее она находилась в Софийском соборе Киева или в подземельях под ним.

История

Авторитетных источников описания библиотеки, как и факта ее возможного существования нет. Обычно приводят [кто?] ряд гипотез и сопоставлений фактов. В 1037 году в «Повести временных лет» приведено первое упоминание крупного собрания документов: «Ярослав же любим бо книгам, и многы списав положи в церкви святой Софьи, юже созда сам». Хотя подробней об объёме и характере собрания в ней речь не идёт[1]. Далее известно что в 1106 году свою библиотеку передал в дар монастырю Софийского собора князь Святослав Давыдович Черниговский, правнук Ярослава[2].

Ярослав Мудрый на мозаике

Возможным доказательством существования библиотеки было то что Софийский собор был крупнейшим центром книгоиздания на Руси, в 1037-1039 годах в нём был составлен первый летописный свод, написано и провозглашено «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона, создан «Изборник Святослава», написано «Послание к Смоленского пресвитеру Фоме» киевского митрополита Климента Смолятича. Исследование трудов Смолятича и Илариона подтверждает то, что им были знакомы положения учений Платона, Аристотеля и других философов древности, что свидетельствует о том что у них был доступ к большому книгохранилищу, так как данные тексты не только изучались этими богословами, но и систематизировались. На доказательство существования такой библиотеки, наталкивало письмо богослова Павла Алепского, который в 1653 году писал о большом книгохранилище Киево-Печерского монастыря, среди которых упоминал пергаменты и древние свитки которые некогда были частью библиотеки Софийского собора. Первые историки Российской Империи, в частности, Михаил Ломоносов, тоже интересовались библиотекой, они высказывались что в библиотеке находились не только древнерусские рукописи, а еще и свитки из Александрийской библиотеки. В их работах упоминалось о «письменах принесенных с Индии и восточной Азии в давние времена, когда еще люд европейский не ведал этих земель» а так же еще более древние тексты. Точный объём библиотеки неизвестен. В «Истории Киева» 1982 года издания он оценивается в 950 томов, а историк Е. Е. Голубинский предполагал вероятную цифру в 500 книг. По мнению известного Ленинградского книговеда М. Розова, произведения библиотеки Ярослава могут частично находится в Российской национальной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина.[3][2][4][5].

Взятие Киева Мстиславом в 1169 году повлекшее за собой значительные разрушения и его последующее запустение на некоторый период, а так же нередкие пожары уничтожавшие большую часть города, скорее всего, уничтожили и все древние письменные документы. В связи с этим, версия о том, что библиотека все еще где-то сохранилась, вызывает сильные сомнения у историков[3].

Относительно того, кто был владельцем библиотеки также есть разные мнения. Возможно, им был сначала князь Ярослав Мудрый, но потом он передал коллекцию в собор, возможно собор получил коллекцию после смерти Ярослава, возможно изначально хозяином собрания был сам Софийский собор. Тем не менее, название «Библиотека Ярослава Мудрого» уже стало традиционным, как и «Библиотека Ивана Грозного».

Поиски и версии о местоположении

В 1980-е годы появилась такая городская легенда: при рытье траншеи строители нашли большое подземелье, заполненное деревянными стеллажами с старинными книгами. Начальник строительства, опасаясь срыва сроков работ, приказал засыпать землей данный тайник.

Софийский собор в Киеве.

Другая городская легенда гласит что в 1934 году во время строительства правительственной дачи для первого секретаря Киевского обкома партии Петра Постышева, рабочие обнаружили подвальное помещение, доверху заполненное древними книгами. По свидетельству очевидцев, книги были рукописные, большого формата, в массивных кожаных переплетах. Но так как объект необходимо было возвести в кратчайшие сроки, таинственный подвал засыпали землей, а всех очевидцев попросили не рассказывать о этом событии. Насколько реальны и правдивы эти истории, ответить трудно. Есть не подтвержденные сообщения что в 1916 году были проведены археологические раскопки под Софийским собором и археологам открылся вход в подземные коридоры, внутри которых нашли берестяную записку с текстом: «Аще кто найде сей ход тот найде велий клад Ярослав» («Кто найдёт этот ход, тот найдет великий клад Ярослава»). Недалеко от этой записки был обнаружен тайник, надпись на его стене сообщала, что археологи опоздали и клад уже давно вырыли. Последний случай сейчас воспринимается многими учеными как мистификация, дело в том что первая берестяная грамота была обнаружена в 1951 году в Новгороде, то есть упоминание берестяных грамот свидетельствует о том что это скорее всего еще одна городская легенда которую сочинили в середине XX века. [6]

Ещё одна версия связана с Успенским собором Киево-Печерской лавры. В 1898 году в нём уже находили клад — «потаенную» монастырскую казну, спрятанную в 1718 году. В 1941 году, во время немецкой оккупации, собор был взорван, однако под ним уцелели катакомбы. Известно, что в них хранились мощи одного из основателей лавры святого Феодосия.

Также среди мест, где может находиться легендарная библиотека, называют «Зверинецкие пещеры» близ Выдубицкого монастыря, подземелья разрушенного Межигорского монастыря, катакомбы Киево-Печерской лавры.

Факты

  • Высказывались предположения о том, что часть княжеского книгохранилища вошла в не менее легендарную Библиотеку Ивана Грозного[7].
  • В наши дни библиотеку пытались отыскать методами биолокации[8].
  • Именем Ярослава Мудрого названа одна из библиотек Ярославля[9].

Примечания

  1. «Повесть временных лет» на сайте «Древнерусская литература»
  2. 1 2 Хведченя, 1995.
  3. 1 2 «Первые библиотеки на Руси и причины их возникновения»
  4. Биография князя Ярослава Мудрого и упоминание о его библиотеке
  5. «На скрижалях: тайна библиотеки Ярослава Мудрого»
  6. Поиски библиотеки Ярослава Мудрого: легенды и факты
  7. Л. Б. Колпакова «История исчезнувшей библиотеки Ивана»
  8. Сергей Пауков. «Тайны библиотеки Ярослава Мудрого»
  9. Библиотека имени Ярослава Мудрого (недоступная ссылка)

Литература

  • Сергей Хведченя. Клад Ярослава Мудрого // Вокруг света : журнал. — 1995. — Июнь (№ 6 (2657)).

Эта страница в последний раз была отредактирована 20 июля 2021 в 01:16.image 13 апр 2017 Приход храма блгв. великого кн. Ярослава Мудрого г. Ярославль 13 апр 2017 12:50:50 Новости Елицы

Дорогие друзья, пользователи сети «Елицы»!

Далее

image

  • 3033
  • |
  • |
  • |

26 янв 2017 Приход храма блгв. великого кн. Ярослава Мудрого г. Ярославль 26 май 2017 16:19:43 image МИР ПРАВОСЛАВИЯ

Святые мощи вмч. и целителя Пантелеимона доступны для поклонения в Свято-Пантелеимоновом монастыре.

Православная соцсеть «Елицы» представляет свой новый проект «Елицы.Записки» по подаче записок и заказу молебнов и треб онлайн к достопочитаемым православным святыням России и мира.

Для тех, у кого нет возможности самостоятельно побывать в паломничестве, вознести молитвы перед чудотворными святынями, по просьбе пользователе…

Далее

image

  • 3337
  • |
  • |
  • |

19 дек 2016 Приход храма блгв. великого кн. Ярослава Мудрого г. Ярославль 19 дек 2016 11:46:56 За жизнь! Общероссийское общественное движение www.rusprolife.ru (ООД «За жизнь!»), www.sos-life.ru (программа «Спаси жизнь»)

Протоиерей Андрей Ткачев призывает каждого потрудиться в защиту детей до рождения!

Принять участие в сборе подписей «ЗА запрет абортов» может каждый! Нужно всего лишь: 1. Скачать подписной лист (PDF или DOC)> и распеча…

Далее

  • 3177
  • |
  • |
  • |

29 ноя 2016 Приход храма блгв. великого кн. Ярослава Мудрого г. Ярославль 15 ноя 2016 21:24:53 Православная соцсеть «Елицы»

Дополнительные способы для пожертвования на соцсеть «Елицы»

По возможности, в комментариях к платежной форме, оставляйте ваше имя (для молитвы) и название проекта или программы на которую делаете пожертоввание.

1. Перевод через СМС сообщение с баланса телефона

2. Переводы при помощи банковской карты (Visa, MasterCard, Maestro, МИР)

3. Перевод по Квитанции в отделении любого банка

4. Перевод c кар…

Далее

  • 3178
  • |
  • |
  • |

16 ноя 2016 Приход храма блгв. великого кн. Ярослава Мудрого г. Ярославль Публикация удалена

  • 3221
  • |
  • |
  • |

16 ноя 2016 Приход храма блгв. великого кн. Ярослава Мудрого г. Ярославль 14 ноя 2016 21:51:24 Новости Елицы

Приглашаем к обсуждению

Не так давно мы познакомились с замечательным и чрезвычайно интересным человеком — Александром Ивановичем Нотиным, основателем и руководителем православного культурно-просветительского сообщества «Переправа». Биографию Александра Ивановича мы пересказывать не будем, эту информацию без труда вы сможете найти в интернете.

Жизненная позиция ко…

Далее

  • 2398
  • |
  • |
  • |

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий