Свято-Введенский Толгский женский монастырь в Ярославле

Церкви, соборы и храмы Ярославля. Все о святых местах и паломничестве в Ярославль.

  • image Ярославль, набережная Которосльная, 2/1 image

    Успенский собор в Ярославле

    Ярославль, набережная Которосльная, 2/1 Успенский собор — самый древний храм Ярославля, заложенный ещё в начале 13 века. За свою историю храм несколько раз горел и был разрушен, а в неспокойные 1930-е годы и вовсе взорван, а на его месте разбит парк.

  • Ярославль, пл. Советская, 7

    Церковь Ильи Пророка

    Ярославль, пл. Советская, 7 В пешей доступности от Спасо-Преображенского монастыря находится еще один символ Ярославля — нарядная церковь Ильи Пророка, выстроенная на месте двух деревянных храмов в 1647—1650 гг. по заказу влиятельных купцов братьев Скрипиных. Церковь украшена пятью луковичными куполами нежно-зеленого цвета, ее окружают крытые галереи, а по бокам высятся два шатра — колокольня и Ризоположенский предел.

  • Ярославль, Волжская наб., 5

    Ильинско-Тихоновская церковь

    Ярославль, Волжская наб., 5 Согласно легенде, 1000 лет назад именно на этом месте ростовский князь Ярослав Мудрый победил медведя и повелел построить храм в честь пророка Ильи. Так это или нет, но церковь была возведена. В течение почти 1000 лет она меняла свой облик — сначала была деревянной, потом каменной.

  • Ярославль, Московский пр-т, 161

    Крестобогородская церковь Ярославля

    Ярославль, Московский пр-т, 161 В середине 17 века в окрестностях Ярославля лютовала эпидемия чумы. Горожанам, уже потерявшим надежду на спасение, оставалось только молиться. Делали они это на Поклонной горе у южной границы города.

  • Ярославль, Депутатский пер., 4

    Сретенская церковь Ярославля

    Ярославль, Депутатский пер., 4 Небольшой переулок между улицами Кирова и Депутатской некогда назывался Сретенским — в честь расположенной на нем православной церкви. Времена поменялись, вслед за ними и название переулка, теперь он Депутатский.

  • Ярославль, ул. Зеленцовская, 25

    Храм Петра и Павла в Ярославле

    Ярославль, ул. Зеленцовская, 25 Храм Петра и Павла сильно отличается от многих храмов, коими богат Ярославль, но будто нарочно прячется среди деревьев Петропавловского парка — случайно его увидеть почти невозможно, поэтому многие туристы пропускают эту достопримечательность.

  • Ярославль, ул. Чайковского, 1

    Церкви Николы Мокрого и Тихвинской иконы Богоматери

    Ярославль, ул. Чайковского, 1 Чуть в стороне от центра находится красивейший ансамбль церквей Николы Мокрого и Тихвинской иконы Богоматери. В архитектуре Никольской церкви объединились все характерные для ярославского церковного зодчества приемы.

  • Ярославль, пл. Богоявления, 12

    Церковь Богоявления в Ярославле

    Ярославль, пл. Богоявления, 12 Всех, кто въезжает в центр Ярославля по Московскому тракту, встречает церковь Богоявления — сразу после пересечения с речкой Которослью, слева виден нарядный храм из красного кирпича. Как известно, на Руси для церквей всегда выбирали самое красивое место.

  • Ярославль, ул. Портовая набережная, 2

    Церковь Иоанна Златоуста в Ярославле

    Ярославль, ул. Портовая набережная, 2 Еще одна знаменитая церковь Ярославля — Иоанна Златоуста — входит в состав ансамбля в Коровниках. Это замечательный образец архитектуры 17 века, выстроенный на средства посадских людей, которые жили в то время в Коровницкой слободе.

  • Ярославль, набережная 2-я Закоторосльная, 69

    Церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе

    Ярославль, набережная 2-я Закоторосльная, 69 Будучи в Ярославле, нельзя пройти и мимо церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе, изображенной на тысячерублевой купюре. Самое удивительное здесь — это уникальная фресковая живопись 17 века. Библейские сюжеты разместились на девяти ярусах, на нижнем представлены святцы «Двенадцать месяцев».

  • Ярославль, ул. Первомайская, 67

    Церковь Михаила Архангела

    Ярославль, ул. Первомайская, 67 Церковь Михаила Архангела (1658—1682), расположенная на Которосльной набережной, знаменита тем, что здесь сохранилась одна из лучших ярославских икон «Архангел Михаил», которую сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.

  • Ярославль, пер. Народный, 2

    Церковь Николы Надеина в Ярославле

    Ярославль, пер. Народный, 2 Ярославль, крупное звено в ожерелье Золотого кольца России, славится немалым количеством достопримечательностей. Среди них храм Николы Надеина, созданный зодчими 16 века по заказу богатого купца Епифания Светишникова по прозвищу Надея.

  • Ярославль, ул. Кедрова, 1А

    Церковь Рождества Христова в Ярославле

    Ярославль, ул. Кедрова, 1А Церковь Рождества Христова, воздвигнутая в Ярославле на берегу Волги, — уникальный архитектурный, исторический и религиозный памятник 17 века. Она открыта для свободного посещения туристами, но в основном сюда приходят, конечно, верующие люди.

  • Ярославль, ул. Почтовая, 3

    Церковь Спаса на Городу в Ярославле

    Ярославль, ул. Почтовая, 3 Там, где высится церковь Спаса на Городу, в старину сходились Земляной и Рубленный валы, оборонявшие Ярославль от супостатов. До перепланировки города в конце 18 века отсюда начиналась рыночная площадь, полная кузниц, трактиров, постоялых дворов, лавок и амбаров.

  • Ярославль, ул. Андропова, 8

    Часовня Александра Невского в Ярославле

    Ярославль, ул. Андропова, 8 Часовня Александра Невского, построенная в 1892 г., относительно основных архитектурных достопримечательностей Ярославля — новострой. В 1888 г. царская семья выжила при крушении поезда под Харьковом, в честь этого чуда и решено было возвести часовню на месте бывшего Мытного рынка.

  • Ярославль, Которосльная наб

    Часовня Казанской иконы Божией Матери в Ярославле

    Ярославль, Которосльная наб В излучине реки Которосль, неподалеку от ее впадения в Волгу перед воротами Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле стоит необычное строение, напоминающее ракету. Это памятник-часовня, сооруженная здесь в 1997 г.

Въезжаешь в Ярославль по Московскому проспекту, и сразу же справа виден зелёный шпиль Крестобогородского храма. Перед мостом на Которосль, как в сказке, путникам открываются альтернативные дороги. Повернёшь направо в сторону Портовой набережной — увидишь храмовый ансамбль Коровницкой слободы, налево по Большой Фёдоровской поедешь — встретишь Фёдоровскую церковь, а затем целую россыпь церковных глав Иоанно-Предтеченского храма. А если продолжить движение по Московскому проспекту в самый центр города, то, начиная от Богоявленской площади, придётся постоянно крутить головой. Только исчезает за поворотом одна церковь, как тут же возникает другая. Вот так, с первых же минут знакомства с древним городом, вы оказываетесь в водовороте ярославских храмов. И невозможно не согласиться с русским поэтом Константином Случевским, который в своих заметках писал: «Если в Москве храмов много, то в Ярославле их ещё больше, и они поражают глаз, как блестящее осенение города». Правда, написаны эти заметки ещё в 19 веке, а после переломных событий русской истории повезло уцелеть едва ли половине ярославских святынь.Церкви Ярославля на протяжении целых столетий приводили в изумление приезжих и были предметом гордости горожан.

Из истории ярославского церковного зодчества

Церкви Ярославля на протяжении целых столетий приводили в изумление приезжих и были предметом гордости горожан. На их сооружение тороватые купцы никогда не жалели средств, работы выполнялись по высшему стандарту, а к строительству привлекались самые лучшие архитекторы, каменщики и иконописцы.

Долгие столетия ярославские храмы были преимущественно деревянными. Древнейший каменный храм, сохранившийся на ярославской земле, — Спасо-Преображенский собор в музее-заповеднике. Свою многовековую историю он отсчитывает с начала 16 века.

Каменные церкви стали массово возводиться со второй половины 17 века, причиной этому послужил сильнейший пожар, в результате которого выгорел почти весь город. На Ярославщине наступил золотой век церковного зодчества. То тут, то там вырастают новые каменные церкви с массивными пятиглавиями, богато украшенные декоративными элементами. В каждом из этих храмов неизменно проявлялся местный колорит и самобытный ярославский характер. Церковные интерьеры украшались бесценными стенописями, по красоте и мастерству им не было равных ни в одной другой русской губернии.

К огромному сожалению, до нашего времени дошли не все церковные жемчужины Ярославля, множество из них было утрачено во время белогвардейского восстания 1918 г., а большая часть разрушена в 1930-е гг. В частности, в 1937 г. город потерял Успенский кафедральный собор (сегодня на его месте возвышается более монументальный Успенский собор, «воссозданный» к тысячелетнему юбилею города). Красная площадь раньше называлась Семёновской в честь церкви Симеона Столпника, которая располагалась за спиной современного памятника Ленину, но была снесена в 1933 г. Церковь Петра и Павла на волжском берегу пострадала в восстании 1918 г., в 1922 г. была полностью отреставрирована, но спустя 15 лет тоже снесена. И таких горьких страниц в истории Ярославля десятки.

Храмы современного Ярославля

На сегодняшний день в центральной части города можно посетить почти 30 церквей и соборов. Визитной карточкой Ярославля считается белокаменная церковь Ильи Пророка, расположенная на Советской (бывшей Ильинской) площади в самом центре города. Она не только одна из самых красивых и узнаваемых ярославских церквей (полюбоваться ею в обязательном порядке приходят даже совершенно далёкие от церковной архитектуры люди), но и третья по величине среди всех храмов города.

Гуляя по историческому центру, вы наверняка встретите на пути церкви Михаила Архангела, Николы Рубленого, Спаса на Городу, Рождества Христова, Ильинско-Тихоновский храм. Однако, если есть возможность, стоит запланировать посещение церкви Иоанна Предтечи в Толчковской слободе. Расположена она в стороне от обычных туристических маршрутов, за Толбухинским мостом через Которосль, но без посещения этой чудом сохранившейся жемчужины местного зодчества конца 17 века впечатление о храмах Ярославля будет неполным.

[ ] Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века. Состоит собор из двух храмов – нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний – Воскресенский – храм и окружающая его с трех сторон галерея – спустя несколько лет. Высота нижней церкви – 5 метров, верхней – 13,5 метров (до купола 24). В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали. Воскресенский собор.Тутаев Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию. Изначально икона располагалась в куполе (являлась “небом”) деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка. За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва. В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней. На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой с позолотой, весом более 35 кг.Венец и риза были изъяты большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время – его копия.Риза исчезла бесследно. В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя. Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства – мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки – чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок. Чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и совершают крестный ход с иконой Спасителя по улицам города с пением и молитвами. А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой – целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении. Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса. Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы. Образ Всемилостивого Спаса – одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого тутаевского храма, но и для всей ярославской епархии. Тутаев иногда называют городов трех святынь. Именно к ним приезжают поклониться паломники со всей России. Первая – это чудотворный образ Спаса в Воскресенском соборе, о нем мы говорили выше. Вторая – икона “Прибавление ума” в Покровской церкви. О ней был разговор в прошлый раз. Третья святыня Тутаева – могила архимандрита Русской православной церкви Павла (Груздева), которая находится на Леонтьевском кладбище (на Романовской стороне). По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка. По материалам: http://hram-troicy.prihod.ru/pravoslavnye_prazdniki/view/id/1137516 http://www.liveinternet.ru/users/darina_mincheva/post313471273

Когда говорят о чудотворных иконах Божьей матери, обретенных в Ярославской земле, то, как правило, имеют в виду образ, привезенный в город святыми князьями Василием и Константином. Однако Ярославская икона Божьей Матери не единственный чудотворный образ Пресвятой Девы, связанный с городом. Не менее известными и почитаемыми являются Казанская и Печерская иконы.

Иконография образа Ярославской Божьей Матери

Истинный образ Ярославской Божьей Матери утрачен. Известна эта икона по многочисленным спискам, сделанным с нее в разное время. Наиболее древней копией считается та, которая хранится в собрании галереи имени Третьякова, в Москве. Сделана эта копия в XV столетии. Ярославская икона Божьей Матери, а точнее копия с оригинального чудотворного образа, выполненная в 1500 году, согласно преданию, была передана в Троице-Сергиеву лавру в качестве вклада, вдовой последнего из удельных князей города. В собрании Третьяковской галереи хранится и другой список с иконы, выполненный в конце XV столетия. Искусствоведы полагают, что он более ценен, как художественное произведение.

Какая из копий иконы наиболее близка к оригинальному образу, разумеется, установить невозможно. Однако благодаря изучению ранних списков можно представить, какой была Ярославская икона Божьей Матери.

Из истории образа Ярославской Божьей Матери

История обретения образа Ярославской землей достоверно не установлена. Иными словами, то, как появилась чудотворная Ярославская икона Божьей Матери известно исключительно по преданиям и легендам. Неоспоримо и достоверно лишь время обретения образа – XIII столетие. То есть, момент появления иконы совпал с началом тяжелого испытания для русских земель – владычества монголо-татарских племен.

Согласно преданию, привезли образ в город князья Константин и Василий Всеволодовичи, впоследствии канонизированные. Братья воспитывались великим князем Георгием Всеволодовичем Владимирским, который первым смог оказать ордам иноземных захватчиков достойный отпор. Отцом же их был ярославский князь Всеволод Константинович. А матерью будущих святых братьев была княгиня Марина, дочь Олега Курского.

Василий Всеволодович принял княжение Ярославское в 1238 году, после битвы с врагами у берега реки Сить. Эта небольшая речка по сей день протекает по Ярославским землям, неся свои воды в Волгу. В сражении, послужившем предтечей Куликовского, полегли Великий князь Георгий и ярославский правитель Всеволод Константинович. Ростовский же князь Василько был полонен и позднее зверски замучен.

Прибыв на княжение Ярославское, Василий, вместе с младшим братом своим Константином, привезли с собой икону. С благословения епископа Кирилла Ростовского образ был размещен в каменном храме, выстроенном в 1215 году.

Как в руках братьев оказалась икона, легенды умалчивают. Историки и искусствоведы же полагают, что привезена она была из Киева или из Владимира. Но как бы там ни было, к образу сразу же потянулись люди, нуждающиеся, страдающие и скорбящие. Икона практически сразу обрела славу Чудотворной, а день ее установления в храме стал датой почитания. До революции эту дату именовали днем Явления иконы Пресвятой Богородицы Ярославской. Чтится образ 21 июня по григорианскому стилю, в этот же день церковью поминаются братья Василий и Константин – святые князья земли Ярославской.

В начале XVI столетия в Успенский собор Ярославля перенесены были мощи князей Всеволодовичей. В это же время переместили в данный храм и образ Богородицы. С момента размещения ее в иконостасе собора, она стала считаться покровительницей Ярославской земли. Поклониться ей приезжал царь Иоанн III. Молился у этого образа на пути из Костромы в Москву и первый правитель династии Романовых, Михаил Федорович. Светлейший князь Димитрий Пожарский возле нее принял благословение от митрополита Кирилла перед тем, как ополчение двинулось на освобождение Москвы. Молился перед образом и Николай II, последний самодержец Русской земли. Приезжал он поклониться иконе в 1913 году.

Успенский собор был закрыт и разграблен в начале прошлого столетия. В этот момент и исчезла чудотворная икона. Периодически в СМИ появляется информация о том, что образ находят на чердаках, в подвалах, прилавках антикварных магазинов, однако, официально икона по-прежнему считается утраченной. Находимые образы же являются копиями, списками, которые реставрируются и возвращаются в храмы города.

В чем помогает этот образ? Есть ли у иконы свой храм?

В 2011 году был заложен современный храм Ярославской иконы Божией Матери. Он является частью большого храмового комплекса, который, по завершении строительства, будет именоваться в честь основателя города, Ярослава Мудрого. Проект и само строительство благословил митрополит земли Ярославской Пантелеймон. Первый камень в основании Малого храма заложили 22 августа, а уже в последние дни ноября митрополит освятил церковь и прослужил в ней литургию. Однако иконостас этого храма не обладает ни одним из древних списков с Ярославской Божьей Матери. Находится эта церковь на проспекте имени Фрунзе и ее двери открыты для прихожан с раннего утра до позднего вечера.

В чем же помогает эта икона? Обретена она была в крайне непростой исторический период. Люди не просто страдали от ига захватчиков, в результате кровавых битв во многих семьях были увечные, больные, ослепшие. Разумеется, все они, каждый со своим горем, шли на поклон к Богородице.

Образ Ярославской Божьей Матери считается исцеляющим от самых тяжких недугов и увечий. Молитва перед иконой способна вернуть зрение ослепшему, излечить безнадежного больного. Также Божья матерь покровительствует домашнему очагу и целостности, благополучию семьи.

Ярославская Печерская икона Божией Матери

Этот чудотворный образ также является утерянным. Днем церковного почитания является 14 мая по юлианскому стилю.

Ярославская Печерская икона Божией Матери была обретена не так давно, в сравнении с ее более «знаменитой тезкой». Произошло это в начале XIX столетия. Одна из жительниц Ярославля долгие годы страдала от тяжкого душевного недуга, который весьма напоминал то, что нынче называют депрессией. Звали эту женщину Александрой Добычкиной.

В одну из ночей 1823 года Александра Дмитриевна забылась коротким болезненным сном, в котором привиделся ей храм с необычной, будто бы выложенной на стене, иконой. Посчитав грезу вещей, больная пустилась в путь по улицам города. Нужно отметить, что отыскать смутно привидевшийся во сне храм в ту пору в Ярославле было крайне трудно, поскольку на каждой улице высилось по нескольку церквей.

Сколько дней, недель или месяцев искала Александра Дмитриевна храм, не совсем ясно. Однако доподлинно известно, когда она его обнаружила. Случилось это 1-го мая. Зайдя на территорию Спасо-Преображенского монастыря, женщина зачем-то прошла к Архиерейскому дому и встала, не веря своим глазам. Перед ней высилась церковь из сна. Это был храм Происхождения честных древ. Войдя в молитвенный зал, Александра Дмитриевна тут же узрела явившийся в грезе образ, подошла к нему и упала, забившись в судорогах. Очнувшись, женщина обрела уверенность в скором исцелении и стала ежедневно приходить и молиться перед фреской с образом Богородицы.

После полного исцеления Александры Дмитриевны, страдавшей более 17 лет, фреска получила славу, а затем и статус чудотворной. Она стала именоваться Ярославской Печерской иконой Божией Матери. При закрытии и разграблении монастыря в начале прошлого столетия фреска была варварски уничтожена, сколота со стены.

Тип иконографии этого образа – Панахранта. Богоматерь изображается как Царица Небесная, она занимает Престол, держа Иисуса. Этот тип иконописи был характерен для мастеров Царьграда, или же Константинополя. Историки и искусствоведы полагают, что ярославская фреска являлась копией древней иконы из Киево-Печерского монастыря, утраченной задолго до революции. А она, в свою очередь, была списком с образа Богоматери из храма Софии Константинопольской. Наиболее близка к уничтоженной ярославской чудотворной фреске по художественному исполнению известная икона Божьей Матери «Державная».

Ярославская Казанская икона Божией Матери

Слава Казанского образа Богородицы живет в народе столетиями. Она с легкостью перенесла десятилетия безбожия, чего нельзя сказать о самой иконе, являющейся одной из наиболее почитаемых на Руси.

Явление образа произошло в конце XVI столетия в Казани. В городе бушевали пожары, и от многих зданий остались лишь пепелища. Одна маленькая девочка увидела сон, в котором привиделся ей образ под обгоревшими завалами. На следующий день, при большом скоплении людей, икона была извлечена из-под пепла точно там, где и указал ребенок. Первые же чудесные исцеления произошли во время переноса иконы с пепелища в ближайший храм. Девочку, увидевшую вещий сон, звали Матроной. Спустя годы она стала первой послушницей Богородицкого девичьего монастыря, выстроенного на месте обретения иконы. Постриг Матрона приняла под именем Мавры.

Но в истории иконы ясен лишь момент ее обретения. Все остальное покрыто тайной и является предметом для споров ученых. Образом заинтересовался царь Иоанн Васильевич, известный как Грозный. Ему был выслан список с чудотворной иконы. И это первая неясность в судьбе образа. Могли ли Самодержцу, известному не только своим буйным нравом и, как бы сейчас сказали, отсутствием адекватности, но еще и предельной набожностью отправить копию иконы?

Вполне возможно, что в Москву отбыл оригинал, а в Казани остался список с него. Однако выяснить этот момент в наши дни не представляется возможным. При сборе первого ополчения, протопоп Благовещенского собора Казани привез под стены Москвы список с образа. Однако благословения и копии иконы оказалось недостаточно, ополчение было разгромлено поляками.

Но что любопытно, распалось ополчение после убийства возглавлявшего его Ляпунова. Случилось это в 1611 году. А еще до 1609 года, в небольшом поселении под Ярославлем, носившем название Романов, появился образ Богоматери, неотличимый по описанию от Казанского. Точная дата появления иконы, возле которой происходили чудесные исцеления, не известна. По легенде, ее купил в Казани и привез в Романов некий Герасим, страдавший от онемения руки около 1588 года.

В 1609 году над Романовым нависла угроза разграбления, и образ был в срочном порядке вывезен в Ярославль. Долгих 24 дня длилась осада города, и все это время перед образом неустанно молились. Поляки отступили. Образ стали считать покровительствующим городу и оберегающим его от иноземных захватчиков. Так и появилась Ярославская Казанская икона Божией Матери.

В 1610 году был заложен храм для Ярославского Казанского образа Богородицы, возле него отстроили кельи для уцелевших служительниц Рождественского монастыря, уничтоженного польскими захватчиками. Так было положено начало новой обители.

Протопоп Казанского Благовещенского собора, после разгрома ополчения, вместе со списком иконы, находился в Ярославле. Когда собралось второе ополчение, Дмитрий Пожарский молился и получал благословение в этом же городе. Князь пожелал иметь на поле брани чудотворную Казанскую икону. Далее пути образа вновь окутаны тайной. Какая из икон сопровождала войско Пожарского и вернулась в Ярославль, а которая отправилась в Казань – не знает никто. Ясности в исторических и церковных документах нет.

Доподлинно известно только одно – возле Ярославской Казанской иконы Божией Матери постоянно происходили чудесные, абсолютно необъяснимые исцеления.

Образ постигла та же судьба, что и многие другие святыни Ярославской земли. Казанский монастырь был закрыт и разграблен в начале прошлого века. Икону же перевезли в Крестовоздвиженский храм, где в честь образа была освящена южная часть алтаря еще в 1690 году. Там же помещался и придел иконы Божией Матери. Однако в 1925 году церковь была разграблена. Среди украденного оказался и чудотворный образ. В 1930 храм закрыли.

Иконографический тип этого образа – Одигитрия. Согласно легендам, его основоположником является сам евангелист Лука. Младенец на таких иконах находится впереди Богородицы и фигура его развернута к людям.

Судьба настоящей иконы остается неизвестной. На сегодняшний день наиболее близкими к оригиналу считаются две копии. Одна из них находится в музее Ярославля, в Митрополичьих палатах. Другая же является главной святыней вновь открытого Казанского монастыря, и с ней ежегодно совершается крестный ход в город Тутаев, который ранее назывался Романов.

image
image
image
image
image
image
image
image

История строительства Успенского кафедрального собора

Возведение в Ярославле самого первого каменного здания для православной церкви началось, благодаря Константину, который приходился старшим сыном знаменитому ростовскому князю Всеволоду Большое Гнездо. По имевшимся в те времена традициям, главный собор решено было посвятить Успению Богоматери. Его строительство началось в 1215 году и заняло четыре года. Храм поднялся посреди деревянного кремля – княжеского двора на живописной Стрелке между Коротослью и Волгой и был освящен епископом Ростова Кириллом.

Вид на собор со стороны Волжской набережной

Читайте также:  Достопримечательности и интересные места Калача

6.Церковь Богоявления

Как и многие другие храмы того времени, которые строились на средства богатых людей, Богоявленская церковь была возведена на пожертвования купца Алексея Зубчанинова в 1684-1693 годах.

В последние годы ее строительства одновременно проводились работы по росписи храма. В них принимали участия местные мастера, а также известные в то время живописцы Федор Игнатьев и Дмитрий Плеханов. Согласно документальным описям церковных служителей, в храме в разное время были три важных святыни — напрестольный крест с частицей Креста Господня, голова Иоанна Предтечи, вырезанная из дерева и большой напрестольных крест, так же созданных из дерева. До наших дней сохранился только последний. В советское время церковь, как и многие другие, была закрыта. В 1938 году здесь даже организовали мастерскую по ремонту автомобилей и гараж. Однако для храма все же наступили хорошие времена. В прошлом веке проведены реставрационные работы, и в настоящее время в нем проводятся богослужения. Так же церковь является филиалом музея-заповедника Ярославля.

История храма XIII-XX веках

Когда в 1237 году войска напавшего на Русь Батыя ворвались на улицы древнего Ярославля, был разорен практически весь город. Собор Пресвятой Богородицы не миновала горькая участь. Захватчики разграбили этот храм и лишили его практически всей богослужебной утвари, а также внутреннего убранства.

Вид на западный фасад собора

Следующие два с половиной века стали в истории Успенского собора временем мира и процветания. Но в самом начале XVI века произошел большой пожар, своды храма не выдержали и рухнули. Когда же расчищали пепелище, обнаружили мощи ярославских князей Константина и Василия. Восстановление сгоревшего здания шло долго – до 1516 года. Тогда удалось построить лишь невысокий храм на подклете. С запада он имел придел «на полатях», подобный московскому Благовещенскому собору.

Следующий XVII век принес в Россию Смутные времена. И многие русские земли сильно пострадали от польско-литовского нашествия. Не избежал разорительного вторжения и Ярославль. Примечательно, что именно в этом соборе ростовский митрополит Кирилл (Завидов) дал благословение князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому на освободительный поход русского ополчения на Москву.

Вид на собор с юга

Потом для Ярославля настали времена расцвета. Город рос и развивался. Однако, к тому времени обветшавший собор стал мал для горожан. И решено было построить на его месте новый большой храм. Царь разрешил разобрать старый собор, а его подклеть временно использовать под «зелейную и свинцовую казну» — пороховой склад. Но помещение оказалось слишком сырым для хранения пороха. Поэтому местный воевода распорядился достроить не до конца разобранные стены и сделать в бывшем соборе казенную палату.

Новый храм возвели рядом со старым с 1643 по 1646 год. Он получился одноэтажным и имел пять глав. Однако, XVII веке еще дважды Успенский собор горел во время больших пожаров, и каждый раз его восстанавливали заново. Отстроенные соборы меняли величину и пропорции, но всегда их венчало массивное пятиглавие.

Параллельно со зданием храма построили высокую (55 м) шатровую восьмигранную колокольню, которая просуществовала до 1836 года, когда ее заменили на новую – многоярусную. Автором проекта выступил известный архитектор и ректор Императорской Академии художества Авраам Иванович Мельников.

В новой колокольне можно было угадать различные архитектурные приемы, объединенные стилем так называемой романтической эклектики. Необычным решением Мельникова было установить восьмерик на втором ярусе на четверик первого, а на третьем ярусе вновь поместить четверик. Ведь в архитектуре XIX века уже не принято было использовать восьмерики. Под новой колокольней сделали арку для проезда.

Читайте также:  Города Подмосковья, которые стоит посмотреть

Помимо этого, в 30-е годы XIX века к собору с юга пристроили теплый храм, освященный в честь ярославских благоверных князей Константина и Василия. Потребность в таких переделках возникла из-за тесноты. Успенский собор по статусу считался главным в епархии. А существовавший до этого небольшой теплый Владимирский придел не вмещал всех приходящих на церковные службы. Строительные работы по реконструкции собора в те времена возглавил архиепископ Авраам (Шумилин).

Вечный огонь на фоне Успенского собора. Вид на собор с площади Челюскинцев

В 1844 году церковные купола первыми в городе позолотили, и они засверкали на солнце. По документам, сохранившимся с XIX века, известно, что внутри собора находился красивый пятиярусный иконостас, на котором были установлены ценные древние иконы.

В 1918 году в Ярославле произошло белогвардейское восстание против власти большевиков. Стены Успенского храма были повреждены во время артобстрела, но приходская община нашла средства, и здание отремонтировали. Спустя несколько лет повсеместно была объявлена кампания по изъятию ценного церковного имущества. Печальные времена настали для собора Успения Пресвятой Богородицы. Самые ценные предметы из храмовой ризницы пришлось передать государству. В соборе в эти годы находилась городская биржа труда.

Потом наступили времена тотальной борьбы государства с религией. В 1929 году разобрали колокольню, а чуть позже – распустили церковную общину, хоть как то поддерживающую собор в надлежащем состоянии.

Cкульптура Cвятой Троицы на фоне Успенского собора

В опустевшем храме обустроили помещения для швейной мастерской, а также для склада, где хранились художественные ценности, предназначавшиеся для продажи за границу. Затем в соборе в течение семи лет находилось зернохранилище.

26 августа 1937 года святыня ярославских земель была полностью утрачена. Древний храм, простоявший несколько сот лет, взорвали. Потом каменные завалы очистили и устроили на территории парк культуры и отдыха.

А утраченный собор остался лишь на фотографиях, сделанных в 1911 году знаменитым русским фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским.

Позже известный советский археолог Николай Николаевич Воронин и другие специалисты неоднократно пытались отыскать остатки фундамента первого домонгольского собора. Но эти попытки так и не принесли положительных результатов.

Вид на собор со стороны стрелки

8.Церковь Спаса Преображения на Городу

Читайте также:  Кола, уездный город Архангельской губернии [1910]

В том месте, где сейчас располагается церковь, смыкались раньше Рубленный и Земляной валы. Именно они в старину защищали город от неприятеля. В стороне стояла деревянная церковь, которая впоследствии сгорела при пожаре в 1658 году. На этом месте решено было возвести новую каменную церковь. Ее строительство завершилось в 1672 году. Ее прообразом послужил храм Иоанна Златоуста, который располагается в Коровниках.

Изнутри стены храма были расписаны в 1693 году артелью местных живописцев. Их фрески сильно пострадали при реставрациях, но кое-где, все же, сохранились.

К святыням храма относят образ Спаса Всемилостивого и икона Богородицы «Умягчение злых сердец». С середины 2003 года в церкви возобновлено служение. Расписание можно посмотреть на странице храма в разделе «Расписание богослужений».

Воссоздание Успенского кафедрального собора

Принципиальное решение о строительстве нового храма приняли в 2004 году, после проведения масштабных археологических работ. Спустя год, в торжественной обстановке прошло освящение закладного камня. Московские строители возводили храм с 2004 по 2010 год, используя архитектурный проект, который разработал Алексей Денисов.

Освящение возрожденного собора приурочили к празднованию 1000-летней годовщины города. Оно прошло в осенью 2010 года. Тогда же в храм вернули почитаемые верующими мощи ярославских князей, а также список с Ярославской иконы Богоматери. Спустя три года начались изыскательские работы по восстановлению утраченной храмовой колокольни. Ее планируют построить высотою в 70 м. А пока колокола для будущей звонницы поместили рядом со зданием собора.

Камень основателям города на фоне собора

Новый храм вмещает одновременно до 4 тыс. верующих и достигает в высоту 50 м. Общая его площадь составляет порядка 2 тыс. кв. м.

Возле здания находится скульптура, посвященная Святой Троице. Над входом в собор помещена мозаичная икона Успения Пресвятой Богородицы. А стены здания декорированы изразцами. Внутри очень просторно, и, несмотря на «новодельность», здесь много старинных иконописных образов. Особенно хорошо этот златоглавый храм смотрится с городской набережной, от Волги.

4.Церковь Андрея Критского

В 1908 году из-за увеличения количества рабочих на производстве Ярославской Большой Мануфактуре выросло количество прихожан. Было принято решение о расширении прихода и в этом же году была построена церковь Андрея Критского. Названа она так не случайно. Средства, на которые возводили церковь, были выделены Иваном Андреевичем и Андреем Александровичем Карзинкиными, а так же Гавриилом Матвеевичем Игумновым. Престолы освятили по одноименным святым — главный престол в честь Иоанна Постника, два предельных — во имя Андрея Критского и Архангела Гавриила. В архитектуре храма преобладает новое для того времени направление модерн и византийский стиль. Храм был закрыт в 1923 году, но в 2010 году передан в ведение РПЦ и снова распахнул свои двери для верующих православных прихожан.

Современное состояние Успенского кафедрального собора и режим посещения

Собор – действующий православный храм. Ежедневные церковные службы в нем проходят в 8.00 и 17.00. По воскресным и праздничным дням службы начинаются в 8.40. Престольный праздник отмечают в соборе 28 августа. Храмовыми святынями, почитаемыми верующими, считаются мощи благоверных князей Василия и Константина.

Купола собора

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Первые упоминания об этом храме относятся к 30-ым годам 17 столетия. Известен он тем, что, согласно преданию, именно отсюда распространился известный пожар, который почти уничтожил Ярославль 10 июня 1658 года. Затем он перенес еще один пожар, но уже в 1670 году, пока наконец, в 1688 году не был возведен каменный храм вместо деревянного. В этом же году церковь была освящена в честь Благовещения. В 1708-1709 годах внутреннее пространство храма было расписано на евангельские сюжеты. В оформлении участвовали ярославские мастера под руководством Федора Игнатьева и Федора Федорова. Храм был закрыт в 1930-ом году, затем в нем располагался архив. В 1991 году он, наконец, был возвращен в РПЦ и в настоящее время является действующим.

Как добраться до Успенского кафедрального собора

Собор расположен в Ярославле на Коротосльной набережной, 2/1.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, а затем повернуть направо на Коротосльную набережную, которая и выведет к собору.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Успенского собора составляет 3,5 км. Их можно пройти пешком или проехать на такси.

Рейтинг достопримечательности

Рейтинг 5.00 [1 Голос]

← Ярославская область Ярославль Россия →

Церкви и храмы Ярославля на карте

  • 30 лучших пляжей Тенерифе
  • Круиз на майские по Средиземному морю из Венеции на 7 ночей
  • 30 лучших экскурсий в Париже
  • 15 лучших экскурсий в Мадриде
  • Лувр в Париже – один из самых знаменитых музеев мира
  • Как купить билеты и попасть без очереди на Эйфелеву башню
  • Виза в Испанию для россиян в 2021 году
  • Туры в Тунис все включено на 7 ночей, 2 взр+1 реб, отели 5* от 69 949 руб за троих – май, июнь
  • Что посмотреть в Ханое за 1 день – 18 самых интересных мест
  • Отели Москвы для молодожёнов
  • Карлов мост в Праге
  • 12 лучших пляжей Ниццы

+6

11.Церковь Вознесения Господня

Предшественница храма Вознесения Господня — первая деревянная церковь — появилась в 1585 году благодаря купцу Василию Кондаки. Вознесенская церковь была полностью разрушена в результате пожара в августе 1667 года. Началось строительство нового, каменного храма, которое окончилось лишь в 1682 году.

Чуть позже, в 1691 году, благодаря пожертвованию прихожан, рядом появился небольшой деревянный храм в честь Сретения Господня. Вместе они составляют ансамбль Вознесенского прихода. Тяжелый период начался в 1918 году, и в апреле 1929 года церковь все же закрыли. Затем в храме Вознесения Господня и вовсе разместили депо для трамваев, а в Сретенском — клуб и библиотеку. Лишь в 2006 году комплекс вернули РПЦ и началось его активное восстановление.

10.Владимирская церковь

Читайте также:  К 70-летию Великой Победы: Памятники Тулы увековечившие подвиги героев

Церковь Владимирской Божьей Матери — один из последних шатровых храмов и единственный в городе. Можно сказать, он положил конец эпохе в зодчестве допетровского периода.

Первое упоминание о деревянном храме на месте нынешней относятся к 1601 году. Деревянная церковь располагалась на «божедомке» — так называлось место, куда свозили всех бездомных и утопленников, и отпевали только один раз в году. Строительство каменного храма пришлось на период 1670-1678 годов. Ее отличают простота и лаконичность архитектуры, свойственной «кладбищенским» церквям. В 1771 году «божедомки» запретили, захоронения вынесли за территорию города и храм со временем оказался в историческом центре Ярославля. 4 июля 2021 года храм передан РПЦ.

15.Крестобогородская церковь

В 1654 году на город Ярославль надвигалось страшное мировое бедствие — чума. Для защиты города от этой болезни на самом высоком месте в городе, известном как Поклонная гора, установили трехметровый крест. Сначала на этом месте соорудили часовню и немногим позже, в 1677 году, совсем рядом возвели церковь Положения Ризы Богоматери. Вокруг образовалось два села, со временем объединившиеся, которые между собой называли Крестами, или Крестобогородской деревней. Затем на месте деревянной церкви в 1760 году на пожертвования местного купца Затрапезного была построена нынешняя каменная церковь. Часовню с крестом со временем тоже перестроили в каменную, и она была присоединена к фасаду храма. Что удивительно, даже в советское время церковь так и не закрыли и в конце 20-ого века она была полностью отреставрирована.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий