Ярославская икона Божией Матери

image [ ] Важно понимать, что Воскресенский собор является жемчужиной не только самого Тутаева, это жемчужина всего русского зодчества, а конкретно уникальный памятник архитектуры ярославского каменного зодчества XVII века. Состоит собор из двух храмов – нижнего (теплого, зимнего) и верхнего (холодного, летнего). Нижняя церковь Смоленской иконы Божьей Матери построена несколько раньше. Верхний – Воскресенский – храм и окружающая его с трех сторон галерея – спустя несколько лет. Высота нижней церкви – 5 метров, верхней – 13,5 метров (до купола 24). image В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали. Воскресенский собор.Тутаев Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию. Изначально икона располагалась в куполе (являлась “небом”) деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь. На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка. За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва. В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках. С той поры у святого образа стали совершаться чудеса исцеления от физических и духовных болезней. На средства благодарных прихожан и паломников в 1850-м году икону украсили серебряно-золоченым венцом и ризой с позолотой, весом более 35 кг.Венец и риза были изъяты большевиками в 1923 году. Тот венец, что находится на иконе в настоящее время – его копия.Риза исчезла бесследно. В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя. Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства – мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки – чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок. Чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и совершают крестный ход с иконой Спасителя по улицам города с пением и молитвами. А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой – целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении. Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса. Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы. Образ Всемилостивого Спаса – одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого тутаевского храма, но и для всей ярославской епархии. Тутаев иногда называют городов трех святынь. Именно к ним приезжают поклониться паломники со всей России. Первая – это чудотворный образ Спаса в Воскресенском соборе, о нем мы говорили выше. Вторая – икона “Прибавление ума” в Покровской церкви. О ней был разговор в прошлый раз. Третья святыня Тутаева – могила архимандрита Русской православной церкви Павла (Груздева), которая находится на Леонтьевском кладбище (на Романовской стороне). По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка. По материалам: http://hram-troicy.prihod.ru/pravoslavnye_prazdniki/view/id/1137516 http://www.liveinternet.ru/users/darina_mincheva/post313471273

Ярославская икона Божией Матери, относится к поясному типу Умиления. Богомладенец изображён с правой стороны Богородицы, которая наклонила к нему свою голову так, что их лики соприкасаются. Младенец Иисус рукой держится за подбородок Девы Марии, ступни его ножек сдвинуты. Икона известна по многочисленным спискам. Самим ранним является список первой половины XV века из собрания Третьяковской галереи. Точный список иконы 1500 года был вложен вдовой последнего ярославского князя в Троице-Сергиеву лавру.

Ярославская икона Божией Матери выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской и Византийской школе письма.

Рукописная Ярославская икона Божией Матери: выполнена на липовой доске с дубовыми шпонками, льняная паволока, меловой левкас, сусальное золото, темпера, олифа.

Помимо представленной иконы выше, предлагаем Вашему вниманию другие иконы Божией Матери, выполненные иконописцами нашей мастерской.

Купить Ярославскую икону Божией Матери

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить рукописную икону Божьей Матери “Ярославская”. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по Москве. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Мира вам и добра, дорогие братия и сестры, и пусть Владычица Небесная со своим Предвечным Сыном, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.

Похожие иконы:

Знамение 14000  Чаша терпения 15000  Помощница в родах 14000  Взыскание погибших 18000 

Ватопедская икона Божией Матери

В Спасо-Яковлевском мужском монастыре города Ростова Великого почитается келейная икона святителя Димитрия Ростовского — Ватопедская икона Богоматери, с которой он никогда не расставался. После его кончины икона стала одной из главных святынь Ростова.

Яковлевский монастырь, в котором пребывала икона (возле мощей святителя), был закрыт в 1929 году, икону перенесли в церковь Успения Богоматери села Дивная гора, а после ее закрытия в 1963 году икона была вывезена в Москву архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом.

Икону владыке Никодиму передал один из последних насельников монастыря — архимандрит Иаков, завещавший вернуть ее в обитель, когда она вновь будет восстановлена. Впоследствии икона была передана митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию.

Чудо на Толге

Почти 700 лет назад – в далеком 1314 году, когда земля наша стонала под властью татар, – в окрестностях Ярославля произошло чудо, давшее надежду всей Руси. Однажды Ростовский епископ Трифон, объезжая северные районы епархии, возвращался Волгою в Ярославль. Застигнутый в пути темнотой, он вместе с бывшими при нем священниками остановился ночевать на правом берегу Волги (на месте нынешнего Брагина). По преданию, в полночь Трифон заметил яркий свет, пробивавшийся сквозь ткань шатра. Выйдя на реку, он увидел на противоположном берегу сияющий столп, а над водой – чудесный мост. Помолившись, Трифон перешел по мосту через Волгу и в основании огненного столпа узрел образ Божией Матери, стоящий на воздухе.

Толгский монастырь.

Так была обретена чудо­творная Толгская икона, прозванная по имени протекавшей рядом речушки Толги. На месте явления образа святитель заложил церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы и основал Свято-Введенский Толгский мужской монастырь. День обретения иконы – 21 августа – стал отмечаться как православный праздник, а для дореволюционного Ярославля он был практически Днем города. В 1987 году Толгский монастырь одним из первых в стране был возрожден, а в 2003 году знаменитая Толгская икона вернулась из музея в стены обители. Как и прежде, поклониться этой святыне приезжают тысячи паломников, а добраться до Толги сегодня нетрудно даже на городском транспорте.

Защитила от поляков

Еще один чудотворный образ Богородицы связан в Ярославле с событиями Смутного времени. Это список иконы Казанской Божией Матери, который принято называть Ярославской Казанской иконой. В начале XVII века ее привез из Казани житель города Романова (ныне Тутаева) Герасим Трофимов. Купить эту икону ему велела сама Богородица, явившись во сне. Герасим выполнил наказ и вскоре почувствовал силы в усохшей руке. Помогал этот образ и другим жителям Романова.

Казанский монастырь.

В 1609 году город захватили поляки. Они безжалостно грабили церкви, не жалея православных святынь. И все же список Казанской иконы был спасен! В рядах захватчиков оказался один «литвин греческой веры». Он утаил чудесную икону от поляков и за немалую сумму продал ярославцам. Во время 24‑дневной осады Ярославля горожане взывали к этой иконе о спасении. И вот в разгар боевых действий одному дьячку было видение: Богородица обещала защитить Ярославль и велела построить для ее образа храм. Так ярославцы и поступили. В 1610 году в городе был основан Казанский женский монастырь, где чудотворная икона пребывала до революции. Сегодня главной святыней Казанской обители, вновь открытой в 1998 году, стал новочудотворный список Ярославской Казанской иконы. Возрождена и красивая традиция, связанная с историей обретения образа: каждое лето икона уходит c крестным ходом в Тутаев, а затем возвращается домой.

От семи недуг

Рассказ обо всех чудотворных иконах Ярославля и связанных с ними историях занял бы целую книгу. Наши предки хорошо знали, к какому образу и с какой просьбой идти. Считалось, что от зубной боли помогала икона Святых Тихона и Антипы в Ильинско-Тихоновском храме. А в церкви Святого Власия, что стояла близ городского театра, к иконе Святого Пантелеймона привешивали серебряные фигурки больных частей тела. В 1922 году с иконы было снято 10 ног, 2 руки, сердце, глаз и зуб…

В наши дни одной из самых знаменитых икон Ярославского края стал удивительный образ Божией Матери «Прибавление ума». По преданию, в XVIII веке его написал иконописец, страдавший приступами безумия. Икона вылечила своего создателя, и к ней стали обращаться за помощью в учебе и просветлением мыслей. Сегодня чудотворный образ «Прибавление ума» пребывает в Тутаеве и приезжает в Ярославль накануне 1 сентября. Современный список этой иконы есть также в ярославской церкви Спаса на Городу. Думаем, что в преддверии зимней сессии посетить его захочется многим ярославцам. 

Родной город

  • Главная
  • Православные иконы
  • Иконы Божьей Матери
  • Ярославская

Иконы Божьей Матери на букву Я

Ярославская Казанская Божья Матерь Владимирская Божья Матерь Иверская Божья Матерь Семистрельная Божья Матерь Утоли мои печали Смоленская Божья Матерь Вифлеемская Богоматерь Иерусалимская Божья Матерь Тихвинская Божья Матерь Умягчение злых сердец Остробрамская Божья Матерь Нечаянная Радость Неупиваемая чаша Неувядаемый цвет Нерушимая Стена Неопалимая Купина Всех скорбящих радость Божья Матерь Знамение Божья Матерь Всецарица Почаевская Божья Матерь Радость всех радостей Редкие иконы Сравнение товаров (0) Сортировать: Показывать: Икона Божья Матерь Ярославская (копия старинной), арт STO-158 700 руб. Икона Божьей Матери Ярославская, арт MSM-6228 800 руб. Икона Божьей Матери Ярославская, арт MSM-4215 800 руб. Икона Божья Матерь Ярославская (копия старинной) арт STO-009 700 руб. Икона Божья Матерь Ярославская 26 на 36 см писаная на доске 19 века, арт ИБР-02 14 500 руб. Нет в наличии Икона Божья Матерь Умиление Ярославская (копия старинной), арт сИ-113 450 руб. Нет в наличии Икона Божья Матерь Умиление Ярославская (копия старинной), арт сИ-112 450 руб. Нет в наличии Икона Божией Матери Ярославская рукописная, арт ИРЕ-007 7 500 руб. Нет в наличии

<![endif]–> Normal false false false RU X-NONE X-NONE <![endif]–> <![endif]–> <![endif]–>

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий